11 июня белорусский Совмин Постановлением № 633 скорректировал действовавшее с октября 2003 года Положение о лицензировании деятельности в области связи. Минсвязи получило право выдавать лицензии на деятельность в области связи в отдельных случаях сроком до 10 лет (ранее лицензии выдавались сроком на 5 лет, однако с правом по заявлению лицензиата продления срока по его окончании на 5 лет).
Как сообщило "БелТА", право выдавать лицензии на десятилетний срок дано Минсвязи в связи с тем, что иногда в этой капиталоемкой отрасли реализуются крупномасштабные проекты, на которые требуются иностранные кредиты под гарантии правительства. Средний срок окупаемости проекта составляет 7 лет, что превышает пятилетний срок действия лицензии и частично препятствует более активному инвестированию в отрасль.
21 июня на заседании круглого стола, посвященного развитию сотовой связи в стране заместитель начальника управления телевидения и радиовещания(курирующего сотовую связь) Минсвязи Сергей Новиков отметил, что все операторы сотовой связи в Беларуси "в основном" выполняют требования лицензий и Программу ускоренного развития сетей сотовой связи.
Минсвязи "доводит операторам определенные требования по обеспечению покрытия территории, по качественному обслуживанию абонентов и эти направления контролирует". В настоящее время у операторов есть трудности с размещением базовых станций на автомагистралях и в населенных пунктах. Решить ее планируется путем совместного использования ими одних и тех же мачт. По словам С.Новикова, договоренность между двумя операторами GSM по этому вопросу уже есть.
По данным Минсвязи покрытие VELOM составляет 58,5% территории страны, на которой проживает 86% населения, в том числе жители 175 городов и ПГТ, из них более 1,39 млн. - абоненты оператора. Покрытие МТС составляет 49% территории, на которой проживает 80% населения, в том числе жители 120 городов и ПГТ, из них более 1,559 млн. - - абоненты оператора. Покрытие DIALLOG составляет 37% территории, на которой проживает 56% населения, из которых 93 тыс. являются абонентами сети. Для сети "Народный мобильный телефон" покрытие составляет 70% территории с 60% населения, из которых лишь 3 тыс. - абоненты сети.
Напомним, что ранее на коллегиях Минсвязи операторы регулярно подвергались критике за невыполнение Программы ускоренного развития.
После одобрения 30 июня Советом Республики Национального собрания Беларуси проекта закона "Об электрической связи" лишь подписание Президентом отделяет законопроект от вступления в силу.
В Беларуси действует Закон 1994 года "О связи" и принятый позже Закон "О почтовой связи". А вот принятие разрабатывавшегося одновременно с последним Закона "Об электрической связи" несколько затянулось. Несмотря на то, что действующее законодательство не позволяет в урегулировать все вопросы в данной отрасли, и в частности, в сфере услуг мобильной связи. Законопроект регулирует отношения, возникающие при создании, использовании и функционировании сетей электросвязи; использовании радиочастотного спектра; определяет права, обязанности и ответственность операторов и пользователей услуг электросвязи.-
Наиболее спорный момент, притормозивший прохождение законопроекта - введение оплаты за предоставление частотного ресурса. В настоящее время Министерство обороны и другие ведомства пользуются предоставленными им частотами бесплатно, и именно они были главными лоббистами сохранения действующего положения вещей. Впрочем, и ряд других норм законопроекта небезынтересны.
Предполагается обеспечение всех граждан универсальными услугами, создание универсального оператора и специального фонда. Однако надо добавить, что предусматриваемое ст. 29 законопроекта создание Фонда универсального обслуживания может привести к увеличению тарифов, в том числе и на услуги сотовой связи. Согласно проекту "Источником формирования фонда универсального обслуживания являются обязательные отчисления операторов электрической связи". В том числе и операторов сотовой связи. Согласно проекту "Фонд... создается в целях финансирования капитальных вложений, направляемых на развитие, техническое перевооружение и модернизацию материально-технической базы по оказанию универсальных услуг электрической связи." Ожидается, однако, что средства фонда могут быть направлены на снятие нагрузки от осуществления убыточных видов деятельности с РО "Белтелеком".
Весьма "актуальна" в свете имевших место хищений баз данных абонентов операторов и ст. 50 законопроекта. Согласно статье "Операторы... вправе использовать созданные ими базы данных об абонентах для осуществления справочно-информационного обслуживания, в том числе для подготовки и распространения изданий различными способами (печатным, на магнитных носителях и другими). При подготовке справочно-информационных изданий могут быть использованы следующие сведения: фамилия, имя, отчество абонента - физического лица, название абонента-организации, адрес установки оконечного абонентского устройства и абонентский номер."
При этом "Оператор электрической связи является собственником (владельцем) баз данных."
Тем не менее, законодатель предусмотрел, что "Сведения об абонентах - физических лицах не используются для справочно-информационного обслуживания и должны быть исключены из справочно-информационных изданий при наличии письменного заявления этих абонентов."
19 июля датировано Распоряжение белорусского президента №197рп "О мерах по ускорению строительства и развития сети сотовой подвижной связи стандарта GSM закрытым акционерным обществом "Белорусская сеть телекоммуникаций". Роспоряжение содержит и меры, которые могут поспособствовать прямо противоположному - замедлению строительства сети сотовой связи. Причем не только "БеСТом".
Речь о пункте, запрещающем всем операторам Беларуси строительство на сельскохозяйственных землях и землях лесного фонда объектов сети сотовой связи. Вообще говоря, распространена информация о том, что документ готовился самим ЗАО "БеСТ". И как пояснили в этой компании "в сельскохозяйственных районах существуют земли, не относящиеся к земельному и лесному фондам. Это так называемые "бросовые" земли или "неудобицы". На этих землях не запрещено строительство. Т.е. выполнение этого распоряжения поможет не выводить земли из сельскохозяйственного оборота".
Сельскохозяйственный оборот, безусловно, важен. Однако землеотвод для строительства чуть более 100 башен связи, установленных обоими действующими GSM-операторами, (покрытие каждого превышает 50% территории страны), вряд ли сколь-нибудь значимым образом отразился на площади сельскохозяйственных земель. На землях лесного фонда, учитывая практически непреодолимую процедуру их отвода, размещение объектов действующих операторов и ранее практически не происходило. Что касается процедуры отвода земель сельхозфонда, она растягивалась на полгода и более - при согласовании всех формальностей операторами требовалось (в зависимости от статуса собственника земельного участка) прохождение 25-30 инстанций. Однако в результате операторы получали объект, с близкими, с точки зрения расположения, к оптимальным характеристиками для радиопокрытия местности. Кроме того, и опять же в целях еще большей минимизации и так незначительного ущерба для сельхозфонда, действующими операторами прорабатывалась возможность строительства новых башен, технические характеристики которых позволили бы размещение оборудования нескольких операторов. Что было невозможно на башнях, введенных в эксплуатацию ранее. Строительство же башен лишь на "бросовых" землях или "неудобицах", создаст, очевидно, при оптимизации их размещения такой мощный ограничитель, оценить который в полной мере сейчас вообще практически невозможно.
При этом государством действующим операторам поставлены сроки в отношении радиопокрытия территории, в числе прочего - задача радиопокрытия к концу 2005 года 164 городков, очевидно, по определению расположенных на землях сельхозфонда и практически не имеющих альтернативных объектов для размещения радиопередающего оборудования. А у самого ЗАО "БеСТ" в лицензии зафиксированы рад требований по срокам покрытия, - уже на втором году деятельности должны быть покрыты основные 8 автомагистралей. Радиопркрытие таковых действующими операторами уже практически обеспечено, а вот госоператор через год, но все же столкнется с задачей поиска подходящих "неудобиц". Впрочем, остается надежда, что до того времени решение президента будет скорректировано.
1 августа на коллегии Минсвязи министр Владимир Гончаренко в очередной раз подверг критике операторов мобильной связи за невыполнение Программы ускоренного развития сетей сотовой связи, а также приказов и поручений Минсвязи.
В частности, СП ООО "МЦС" (VELCOM) не обеспечило:
* покрытие агрогородка Заелица (Могилевская обл.)
* полное покрытие автодороги Р81 Слоним-Ружаны-Пружаны-Шерешево-Беловежская пуща (60% от задания)
СООО "МТС" не обеспечило:
* полное покрытие автодороги Р81 Слоним-Ружаны-Пружаны-Шерешево-Беловежская пуща (65%),
* агрогородков Заелица и Говяды (Могилевская обл.).
Добавим, что многострадальная трасса Р81 упоминалась министров и на предыдущей коллегии Министерства связи 28 апреля по итогам первого квартала.
ООО СП "БелСел", плачевное финансовое положение которого хорошо известно, не покрыло один из 20 отдаленных и загрязненных при катастрофе на ЧАЭС районов, предусмотренных планом на первое полугодие.
Министр также напомнил о задаче к концу году каждому из GSM-операторов увеличить количество абонентов до 2 миллионов, а также о президентской программе возрождения села, исходя из которой в каждом агрогородке обязательно присутствие до 2-х мобильных операторов.
3 июля президентом Беларуси подписан закон "Об электрической связи", призванный урегулировать многие вопросы в данной отрасли, остававшиеся вне правового поля.
Наиболее спорным моментом, притормозившим прохождение законопроекта стал зафиксированный ст. 14 принцип платности использования радиочастотного спектра. Таковому противились силовые структуры, особенно Минобороны, располагающе большей частью частот. В качестве компромисса, ст. 13 зафиксировано, что порядок взимания разовой или ежегодной платы за частоты, а также перечень пользователей, которые освобождаются от платы, утверждаются Советом Министров Республики Беларусь.
Ст. 29 закона предусмотрено создание "Фонда универсального обслуживания" в целях финансирования капвложений на развитие и модернизацию материально-технической базы по оказанию универсальных услуг электрической связи. Источником формирования фонда универсального обслуживания являются обязательные отчисления операторов электрической связи. Порядок формирования, использования средств фонда, а также размер обязательных отчислений устанавливаются Президентом Республики Беларусь.
Кроме того, Законом зафиксированы обязанности операторов электросвязи, особенности деятельности национального оператора электрической связи, а также права и обязанности пользователей.
Кроме того, ст. 50 закона регламентирует создание и использование баз данных оператора электрической связи об абонентах. Операторы электрической связи вправе использовать созданные ими базы данных об абонентах для осуществления справочно-информационного обслуживания, в том числе для подготовки и распространения изданий различными способами (печатным, на магнитных носителях и другими). При подготовке справочно-информационных изданий могут быть использованы следующие сведения: фамилия, имя, отчество абонента - физического лица, название абонента-организации, адрес установки оконечного абонентского устройства и абонентский номер. Предусмотрено, что сведения об абонентах - физических лицах не используются для справочно-информационного обслуживания и должны быть исключены из справочно-информационных изданий при наличии письменного заявления этих абонентов. Кроме того, регламентировано, что оператор является собственником баз данных, содержащих сведения об абонентах, и устанавливает условия использования и порядок доступа к указанной информации. Права оператора электрической связи, собственника баз данных, защищаются в установленном законодательством порядке.
Во второй половине дня 9 августа в связи со шквальным ветром и последовавшим отключением электроснабжения наблюдались некоторые перебои в работе сотовых операторов. Впрочем, и ситуацию в целом, и работу вряд ли можно сравнить с тем, что имело место в Москве во время техногенной катастрофы.
Ситуация, в кратце, свелась к отсутствию электроснабжения в ряде районов Минска из-за повреждения линий, соответственно, к отсутствию трамвайного и троллейбусного сообщение (метро не прерывало работу). Некоторые перебои, однако, сколь можно судить по состоянию на вечер 9 августа - весьма и весьма незначительные, имели место и в работе сотовых операторов - в целом ряде мест Минска, где корреспондент MForum.ru тестировал и VELCOM, и МТС, и DIALLOG работали в обычном режиме.
Пожалуй, единственная проблема, с которой столкнулись минчане - работа справочных служб. И 411 VELCOM и 0890 от МТС не обрабатывали вызовы от мобильных абонентов. Связаться со справочными можно было лишь со стационарного телефона - по номерам 050 и 2379898 соответственно. В справочной VELCOM вызовы обрабатывались практически мгновенно. Оператор подтвердила, что из-за погодных условий вызовы с мобильного телефона на номер 411временно невозможны и пояснила, что не располагает информацией о перебоях в работе сети, однако таковые в связи с погодными условиями не исключены. Оператор справочной службы белорусского МТС после шестнадцатиминутного ожидания, в своеобразном, и присущем в последнее время вне зависимости от погодных условий для этого оператора стиле "через пень колоду" ответила, что располагает лишь информацией о проблемах со связью в Несвиже в связи с повреждением радиопередающего оборудования в этом городе.
15 августа пресс-служба главы государства сообщила, что Президент Республики Беларусь своим Указом создал в Министерстве связи и информатизации департамент информатизации с правами юридического лица, а также внес изменения и дополнение в некоторые указы Главы государства.
"Реализация данного документа позволит Министерству связи и информатизации координировать межведомственные информационные взаимодействия и интегрировать ведомственные автоматизированные системы в общегосударственную сеть", - отмечается в сообщении.
Напомним, что управление информатизации в Министерстве связи и информатизации Беларуси было создано чуть менее 2-х лет назад. Одним из направлений, которым занималось управление, был проект "Информационная Беларусь".
Президент Беларуси Александр Лукашенко 17 августа рассмотрел ряд кадровых вопросов. В числе прочих, назначены и согласованы в рабочем порядке в связи с преобразованием Министерства связи в Министерство связи и информатизации кандидатуры Министра и заместителей министра связи и информатизации.
Решение несколько западавшее - само преобразование Министерства состоялось еще в прошлом году. Тем не менее, назначены и согласованы:
Гончаренко Владимир Иванович - министром связи и информатизации Республики Беларусь
Гаврилова Нина Семеновна - заместителем министра связи и информатизации Республики Беларусь
Рак Иван Васильевич - заместителем министра связи и информатизации Республики Беларусь
Теслюк Владимир Николаевич - заместителем министра связи и информатизации Республики Беларусь
В ходе назначений и согласований президент обозначил общие требования, которые предъявляются к руководителям всех министерств и ведомств. В первую очередь, это должны быть преданные государственным интересам люди, компетентные, целеустремленные, способные профессионально решать поставленные задачи. "Меньше разговоров, а больше конкретных результатов и дела", - напутствовал новые руководящие кадры республиканских органов управления Александр Лукашенко, - сообщила пресс-служба Президента.
Справка. Гончаренко Владимир Иванович, Министр связи и информатизации Республики Беларусь. Родился в 1942 г. в д. Садки Калинковичского р-на Гомельской обл. Окончил Всесоюзный заочный электротехнический институт связи (1981 г.). Заслуженный связист Республики Беларусь (1997 г.). Работал телеграфистом, электромонтером и электромехаником Калинковичского районного узла связи, инженером, заместителем начальника и начальником эксплуатационно-технического узла связи -- ЭТУС -- в Калинковичах, потом в Речице. С 1984 по 1994 гг. возглавлял Могилевское областное производственно-техническое управление связи и информатики. С 14 октября 1994 г. стал Министром связи и информатики Республики Беларусь, с 13 января 1997 г. - Министром связи Республики Беларусь. 17 декабря 1999 г. стал управляющим делами Президента Республики Беларусь, но с 22 февраля 2001 г. вновь - министром связи Республики Беларусь (24 сентября 2001 г. вновь назначен на эту должность после сложения полномочий перед вновь избранным Президентом). 17 августа в в связи с преобразованием Министерства связи в Министерство связи и информатизации назначен Министром связи и информатизации. Женат. Хобби: радиолюбитель.
В начале сентября Прокуратура Республики Беларусь завершила расследование и направила в суд Центрального района Минска уголовное дело в отношении двух жителей столицы, сообщило БелаПАН
Неработающий минчанин и инженер-системотехник столичного ООО "Монолит ТДМ" обвиняются в том, что с августа 2004 года по 9 февраля 2005 года совместно с двумя гражданами Израиля занимались незаконной предпринимательской деятельностью по предоставлению абонентам на территории страны услуг телефонной международной связи посредством интернета с созданием в Минске узла связи по распределению международного трафика, поступающего на сети операторов сотовой связи СП ООО "МЦС" и СООО "МТС", и с использованием приобретенных у введенных в заблуждение граждан 225 сим-карт, подключенных к сетям сотовой связи, деятельностью, сопряженной с получением дохода в особо крупном размере - не менее 122 тысяч 610 долларов США и 1 тысячи евро. В результате противоправных действий обвиняемые причинили ущерб оператору электросвязи РУП "Белтелеком" и операторам сотовой связи на общую сумму 1 миллиард 29 миллионов 952 тысячи рублей.
23 сентября Минсвязи Беларуси разъяснило свою точку зрения в отношении изменения сроков начала коммерческой деятельности государственного оператора БеСТ: эксплуатация сети не начата по причинам связанным с организацией менеджмента в компании, дальнейшие решения будут приняты по итогам проверки Госинспекцией по надзору за электросвязью готовности оператора к началу коммерческой деятельности.
Кроме того, Минсвязи еще раз констатировало, что "коммерческую деятельность ЗАО "БеСТ" должно было начать 19 сентября 2005 года" и подтвердило, что "ЗАО "БеСТ" дважды обращалось в сентябре 2005 года в Министерство связи и информатизации по вопросу продления сроков начала коммерческой деятельности".
Согласно ранее сделанным менеджментом БеСТ заявлениям, причины, по которым компания просила перенести сроки начала эксплуатации сети находятся вне зоны ее компетенции. Однако Минсвязи пояснило, что оно "информировало компанию о том, что оснований для внесения изменений в лицензию нет из-за отсутствия объективных аргументов, не зависящих от лицензиата". Минсвязи так же разъяснило, что им "были созданы все условия для организации деятельности компании, в том числе были направлены необходимые квалифицированные специалисты в области связи, органом по сертификации средств и услуг связи произведена в максимально короткие сроки сертификация оборудования для строительства сети ЗАО "БеСТ". Кроме того, отмечено, что "по заявке ЗАО "БеСТ" от 11 августа 2005 г. процедура сертификации радиорелейного оборудования выполнена в течение трёх недель с даты её получения при нормативных сроках 1-1,5 месяца". Подчеркнуто, что "изменение срока начала коммерческой деятельности оператора приведет к невыполнению бизнес-плана и потере рынка абонентов".
К чему можно добавить, что 7 сентября, когда оператором получен сертификат на радиорелейное оборудование отстоит от 11 августа на несколько больший срок, чем упомянутые три недели.
27 октября на проведенном по итогам квартала заседании коллегии Минсвязи министр Владимир Гончаренко в очередной раз подверг критике операторов мобильной связи за невыполнение Программы ускоренного развития сетей сотовой связи, а также приказов и поручений Минсвязи.
Доброй традицией для всех проведенных с начала года коллегий стало упоминание многострадальной трассы Р81 Слоним-Ружаны-Пружаны-Шерешево-Беловежская пуща. Таковая упоминалась и 27 января, и 28 апреля, и 1 августа, и 27 октября. Тема обеспечения радиопокрытия агрогородков возникла с весны, с принятием "Государственной программы развития села", согласно которой в каждом агрогородке должна присутствовать связь двух операторов. На августовской коллегии первые претензии в отношении срыва сроков обеспечения связью агрогородков уже высказывались, и эта тема должна со временем стать основой на коллегиях, отобрав пальму первенства у трасс, с которыми операторы более и менее справляются.
Итак, претензии от 27 октября состоят
к СП ООО МЦС (VELCOM) - в необеспечении радиопокрытия:
* территории 11 агрогородков в Могилевской области;
* погранпереходов "Олтуш", "Голя" и "Переров" в Брестской области и погранперехода "Геранены" в Гродненской области;
* автодороги Р81 Слоним-Ружаны-Пружаны-Шерешево-Беловежская пуща. В настоящее (цифра 60% от задания не изменилась с 1 августа).
К СООО "МТС" - в необеспечении радиопокрытия:
* территории 14 агрогородков в Могилевской области;
* погранперехода "Поречье" в Гродненской области, и Новая Рудня в Гомельская области;
*автодороги Слоним-Беловежская пуща (радиопокрытие составляет 65%).
К ООО СП "Белсел" - в необеспечении радиопокрытия:
* погранпереходов "Привалка" и "Берестовица" Гродненской области, "Мокраны" и "Песчанка" в Брестской области, пункта пропуска транспорта на погранпереходе "Урбаны" в Витебской области.
Министр также напомнил о задании данному оператору установить 200 БС cdma2000 при том, что сегодня установлено 109.
К ЗАО "БеСТ" - в срыве установленных в лицензии сроков коммерческой эксплуатации.
Если ситуация в ближайшее время не будет исправлена, - это повлечет решительные меры, - от штрафных санкций, до кадровых перестановок, добавил министр. От себя добавим - вряд ли. Руководители всех белорусских операторов возглавили вверенные им предприятия совсем недавно.
Президент Беларуси Александр Лукашенко 5 мая подписал Указ № 290 "О назначении членов Правительства Республики Беларусь". Министром связи и информатизации назначен Николай Петрович Пантелей.
Глава государства высказал уверенность, что новый министр связи и информатизации внесет свой вклад в развитие вверенной ему важной отрасли, которая является одной из самых наукоемких и перспективных.
Справка. Пантелей Николай Петрович, Министр связи и информатизации Республики Беларусь. Родился в 1953 году в деревне Костюки Борисовского района Минской области. Белорус. Образование - высшее. Лауреат Государственной премии Республики Беларусь 2002 года в области науки и техники.
По окончании в 1975 году Минского радиотехнического института был направлен на работу на Минский электромеханический завод. Прошел все ступени служебного роста: работал инженером-конструктором, начальником конструкторского бюро, начальником тематического отдела, с 1984 по 1991 год был освобождённым заместителем секретаря, секретарем парткома с правами райкома завода, с 1991 по 1992 год был начальником тематического - конструкторского отдела завода, с 1992 по 1994 год - главным инженером завода, а с 1994 по 2003 - директором Минского электромеханического завода.
C 2003 по 2004 годы был первым заместителем главы администрации Ленинского района г. Минска, с июня 2004 года - главой администрации Октябрьского района г.Минска, а с сентября 2005 года - первым заместителем главы администрации г.Минска. Осуществлял руководство экономикой, рыночными реформами, внешнеэкономической деятельностью, предприятиями и организациями транспорта и связи, взаимодействовал с руководителями промышленных предприятий, руководителями предприятий и объединений транспорта и связи, руководителями банков, свободной экономической зоной "Минск", общественными организациями предпринимателей и арендаторов.
31 мая в ходе отчета правительства перед парламентом белорусский вице- премьер Андрей Кобяков привел цифры, характеризующие уровень зарплаты в регионах Беларуси.
По уровню зарплаты в апреле текущего года лидером в Беларуси является столица, где средняя зарплата составляет $335 в эквиваленте. Самая низкая зарплата, по словам вице-премьера, в Брестской области - $230,2 в эквиваленте. В Гомельской и Минской областях средняя зарплата $253, в Могилевской области - $240, в Витебской - $238, в Гродненской - $236 в эквиваленте.
Напомним, что в столице и области, а также в Могилевской и Гомельской областях лидером белорусского рынка остается VELCOM, а в Витебской, Брестской и Гродненской областях лидерство завоевал МТС.
Регион | Средняя заработная плата | Рейтинг | Лидер в регионе |
Минская обл. и г. Минск | $253 и $335 | 1 | VELCOM |
Гомельская обл. | $253 | 2 | VELCOM |
Могилевская обл. | $240 | 3 | VELCOM |
Витебская обл. | $238 | 4 | МТС |
Гродненская обл. | $236 | 5 | МТС |
Брестская обл. | $230,2 | 6 | МТС |
Добавим, что в Брестской области лидерство МТС бесспорно, в Гродненской - менее выражено. В Витебской...опять же бесспорно, но здесь уже вступили в действие иные факторы - "золотая команда" лучшего филиала МТС.
Государственный оператор БеСТ, кстати, наиболее активно строит сеть в Гродненской области.
|