2007-05-24 Ремонт мобильников - выживут не все
Мелкие сервисные центры, по мнению экспертов, постепенно будут исчезать с рынка, а компании, имеющие "вес", предпочтут объединиться. Словом, наступит время слияний и поглощений. Ведь с 1 июля в Беларуси будет введена обязательная сертификация услуг по ремонту средств электросвязи бытового назначения, в том числе мобильных телефонов. Повысить качество обслуживания до требуемого уровня, объективно, способны далеко не все участники рынка. В целом законодательное нововведение легальные участники оценивают положительно, но не исключают, что цены на услуги ремонтных мастерских могут несколько увеличиться.
Услуги ремонта и обслуживания мобильных телефонов в последние два-три года пользуются повышенным спросом. В прошлом году в Беларуси, по мнению специалистов, было реализовано 1-1,5 миллиона мобильников, и не менее 7-10 % из них по разным причинам уже вышли из строя. Количество обращений в ремонтные мастерские ежегодно увеличивается на 20-30% и растет вместе с расширением абонентской базы операторов. По статистике, каждый седьмой только что купленный аппарат начинает барахлить в течение месяца после продажи. Специалисты называют три основные причины неисправностей. На первом месте - неаккуратное обращение с мобильным телефоном, затем - неумелая эксплуатация. И лишь на последнем месте значится заводской брак, а точнее, проблемы, возникающие из-за недоработки программного обеспечения первых версий новых продуктовых линеек.
Чаще всего в телефонах ломается дисплей: с этим приходится сталкиваться почти 20% пользователей. Около 10 % указывают на сложности с питанием, чуть реже возникают проблемы с клавиатурой и динамиком, и только потом - жалобы на микрофон и качество звонка. Что интересно, реже всего из строя выходит виброзвонок - меньше 1 % обращений.
По мнению специалистов, сегодня в сфере услуг ремонта "трубок" преобладают небольшие мастерские (зачастую одно рабочее место, паяльник и два-три несложных диагностических прибора), которые занимают 80 % рынка. Обычно такие сервисные центры открывают индивидуальные предприниматели. В принципах работы таких заведений вроде бы ничего крамольного нет, ведь согласно статистике в 85 % случаев требуется лишь устранение легких неисправностей. Но рост рынка мобильных телефонов оказался подвержен "детским болезням". Главная из них - неквалифицированные специалисты. Ведь нередко в сервисные мастерские идут работать люди, едва умеющие держать в руках паяльник.
Нередко сервисные центры уличались и в других различных нарушениях: мастера сокращали срок гарантии на проведенный ремонт или же неоправданно поднимали итоговую стоимость ремонта. К тому же оборудование мелких мастерских эксплуатировалось без проверки его технического состояния, отсутствовала необходимая документация. Но самое распространенное нарушение - неизвестное происхождение запасных частей. По утверждениям экспертов, некоторые мастерские "промышляют" скупкой старых и краденых аппаратов для последующей их разборки.
С апреля 2007 года неразбериха на рынке сервиса мобильных телефонов пошла на спад: постановлением Совмина Беларуси N 393 были утверждены новые правила выполнения работ и оказания услуг по ремонту оконечных абонентских устройств. Теперь, например, заказчик вправе отказаться от договора и потребовать возврата денег, если исполнитель не приступил своевременно к ремонту и, следовательно, не вовремя вернул телефон его владельцу. Гарантийный срок эксплуатации отремонтированного аппарата отныне составляет не менее 4 месяцев. В случае выхода отремонтированного телефона из строя в гарантийный срок мастерская обязана выполнить повторный ремонт безвозмездно.
Рынок отреагировал на нововведения достаточно благожелательно - серьезным операторам, которым сильно мешали "полуподвальные ремонтники", открылась перспектива роста. Владелец одного из салонов сервиса Елена Авхимович отмечает, что работать стало не только свободнее, но и легче: недобросовестные сервисы портили репутацию своим коллегам. "Не секрет, что клиент, один раз обманутый ремонтным салоном, впредь будет относиться с предубеждением ко всем сервисным центрам", - объясняет она.
Вторая волна упорядочения работы сервисных мастерских ожидается с 1 июля 2007 года. Госкомитет по стандартизации внес изменения в перечень услуг, подлежащих обязательной сертификации. Как считают специалисты, после начала действия данного постановления с рынка окончательно исчезнут предприятия, занимающиеся ремонтом телефонов, не имея на то достаточной квалификации и оборудования. Ведь прежде всего будут введены требования по помещению, компетентности персонала, комплекту документации, а также по средствам измерения, показания которых могли бы использоваться в диагностике телефонов и для контроля качества выполненных ремонтных работ.
По некоторым данным, каждое обращение клиента приносит мастерской в среднем 10-12 долларов дохода. Впрочем, сами участники рынка отмечают, что даже такие суммы с трудом покрывают затраты: закупку запчастей, аренду помещения, заработную плату персоналу. Считается, что для нормального существования качественному сервисному центру необходимо обслуживать не менее 500 аппаратов в месяц, а выйти на такие объемы удается далеко не всем. "Заниматься ремонтом мобильных телефонов сегодня выгодно в двух случаях: быть кустарем одиночкой или же иметь крупный сервис, обслуживающий сотни аппаратов в месяц", - говорит владелец ремонтного салона индивидуальный предприниматель Вадим Иванов.
© Александр БЕНЬКО, www.respublika.info
Последние новости: 24.04.14 Десятилетний teXet. Китайские гаджеты с питерской адаптацией ад слувутага нашага земляка.
17.09.12 МТС продолжил экспериментировать с безлимитным интернетом
05.09.12 Velcom в посткризизной среде. Инвестиции в абонентов
28.04.12 Huawei на ТИБО-2012. Решения департамента Enterpise и новые терминалы
27.04.12 Velcom на ТИБО-2012: свежие мобильные приложения и семинар о технологии M2M
27.04.12 МТС на ТИБО. Старт фиксированного интернет-доступа и технологические новинки в партнерстве с ведущими вендорами
26.04.12 Nokia Siemens Networks на ТИБО-2012
25.04.12 Белтелеком на ТИБО-2012
25.04.12 Министр связи - о приватизации, новациях в распределении частот и сроках отключения аналогового телевещания.
20.04.12 Приобрести радиоэлектронные средства станет возможно без разрешения БелГИЭ
19.04.12 МТС предоставил своим абонентам бонусный ночной трафик
|