2007-09-26 Светлана Сазанчук (МТС): Драйвером наивысшего уровня считается количество абонентов
По совам начальника Финансово-инвестиционного управления СООО "МобильныеТелесистемы" Светланы Сазанчук, в числе факторов, определяющих объем бюджета компании определяющими считаются количество абонентов, перечень и объемы потребляемых услуг, их ценовые характеристики.
- Чем занимается в компании финансово-инвестиционное управление?
- Финансово-инвестиционное управление координирует финансовые потоки, обеспечивающие жизнедеятельность компании. Оно является поставщиком управленческой отчетности, позволяющее руководству компании принимать обоснованные, экономически взвешенные решения.
Можно проявить немного фантазии и сравнить структуру компании с организмом человека, у которого есть умелые руки, чтобы созидать (специалисты технического блока); органы чувств, чтобы осязать, изучать и общаться с внешним миром (специалисты маркетинга и продаж); кровеносная система бухгалтерского учета, чтобы доносить имеющиеся ресурсы до самых отдаленных участков и затем их аккумулировать в учетной системе. Наше управление я вижу чем-то вроде остова организма - спинного мозга. Без его сигналов даже на первый взгляд здоровый человек не сможет двигаться вперед и выполнять рожденные в головном мозге задачи. Именно мы напрямую отвечаем, вопервых, чтобы плановые показатели бюджета обеспечивали его гармоничность и сбалансированность, а во-вторых, чтобы ресурсы компании, добытые совместными усилиями большой командой МТС, были использованы с максимальной эффективностью.
- Очень красивые и понятные ассоциации системы управленческого учета. В связи с этим, какие же наиболее актуальные задачи стоят перед вашим управлением?
- Создание бюджета компании.
- Получается, что вам приходится управлять не только финасами, но и людьми?
- Конечно же, бюджетирование - это совместный проект различных подразделений. Как правило, путь его рождения нелегкий - как раз сейчас уже набирает силу процесс планирования развития компании на 2008-2010 годы. Вы наверняка примерно представляете себе как это происходит. Есть определенные целевые показатели, исполнения которых ожидают от нас учредители.
С другой стороны, есть подразделения компании, потенциально претендующие на максимально возможные ресурсы для выполнения своих задач. Поэтому основная цель бюджетирования состоит в том, чтобы наиболее обоснованно и "справедливо" запланировать каждую из так необходимых для развития предприятия статей расходов, а затем обеспечить максимально эффективное их использование.
- Можно ли говорить о том, что вы непосредственно разрабатываете идеологию бюджетирования.
- Непосредственно разработкой подходов к процессам бюджетирования занимается корпоративный центр для всей группы компаний МТС.
Наша роль сводится к тому, чтобы адаптировать эти идеи и задачи под конкретные условия хозяйствования, рынок, требования законодательства. В данном случае - белорусский. Хотя имеющийся опыт бюджетирования у специалистов управления вполне смог бы обеспечить и "автономное плавание" в данном направлении.
- Но бывает так, что возникают несогласия в процессе верстки бюджета?
- Конечно, какие-то рабочие моменты возникают постоянно. Я не буду углубляться в конкретику, но скажу, что в целом, какие бы ситуации не возникали, принимаемые решения являются наиболее оптимальными для предприятия.
В любом случае наше мнение всегда обосновано и подкреплено соответствующими выкладками. Если мы с чем-то не согласны, мы не можем сказать: "Нам это не нравится и все". Мы обязаны предоставить руководству совершенно четкие расчеты, доказывающие, что наша точка зрения верна.
- Какие факторы сильнее всего влияют на объем разрабатываемого вами бюджета?
- На самом деле их очень много. Финансовый план складывается из сотен мелких "ручейков", каждый из которых протекает, формируется в своей внутренней и внешней среде. Среди драйверов - факторов, определяющих объем бюджета, безусловно, есть своя иерархия. Так драйвером наивысшего уровня считается количество абонентов, перечень и объемы потребляемых услуг, их ценовые характеристики. По большому счету, через эту небольшую группу факторов может быть с определенной долей точности создан весь бюджет.
Безусловно, нельзя без внимания оставить и влияние внешней среды - макроэкономическое воздействие. Когда речь идет о стратегических вопросах развития, без его учета не обойтись.
- А какими еще задачами приходится заниматься?
- Безусловно, мы занимаемся не только подготовкой бюджета. Эта тема как-то невольно вышла на первый план, потому что она наиболее актуальна для нас сейчас. Спектр задач, стоящих перед управлением, достаточно широк: это и ценообразование, и формирование управленческой отчетности, и оценка окупаемости инвестиционных проектов, экономическая экспертиза вариантов управленческих решений, страхование технологического оборудования, взаимодействие с банками по ряду вопросов.
И конечно, функция, с которой наиболее часто сталкиваются работники компании с финансистами - бюджетный контроллинг - оценка документов на соответствие тому самому бюджету, с которого мы начали. Как вы видите, в связи с тем, что финансы затрагивают все области деятельности предприятия, сотрудникам ФИУ приходится быть многопрофильными специалистами и одинаково компетентно разбираться и в особенностях сложнотехнических комплексов, и в деятельности столовой или тонкостях тарифной политики.
- Вы по образованию радиофизик. Как "технарю" удалось получить доступ к финансам крупнейшего белорусского оператора связи?
- Действительно первое образование я получила на факультете радиофизики и электроники БГУ. Вообще, наверное, логично будет начать издалека и рассказать как и почему я попала в компанию. После окончания вуза некоторое время работала в ПО "Горизонт", занималась разработкой оборудования кабельного телевидения, сидела с приборами, крутила ручки, травила платы, паяла схемы. Все это было безумно интересно, но потом начались всем известные трудности эпохи перестройки, жизнь привела меня в частный бизнес. Работала как индивидуальный предприниматель, потом была заместителем директора небольшого предприятия.
Ну, а если уж попал в предприниматели, то бухгалтерию и финансы хочешь, не хочешь, а выучишь. А я не просто выучила - мне совершенно неожиданно понравилось этим заниматься. Поэтому, когда мое резюме рассматривали в МТС, "технарем" я уже была только в душе. К тому времени, я уже закончила Академию управления при Президенте РБ по специальности экономист и, в общем, была достаточно подкована.
Кстати, 2 сентября исполнилось пять лет, как я работаю в МТС.
- И все-таки бросить "большую" должность и уйти работать экономистом, пусть даже и ведущим - решение достаточно смелое. Почему вы решили, что хотите работать именно в МТС?
- Во-первых, я хотела работать со связью - первое образование не давало о себе забыть. Во-вторых, компания на тот момент была в РБ достаточно молодой и очень амбициозной, притом, что на рынок выходила не первой. Было понятно, что работа предстоит очень серьезная, но интересная. Дело в том, что главной причиной, по которой я хотела сменить работу стала скука. Представьте, что есть относительно небольшая компания, которая успешно заняла свою нишу на рынке, и в этой компании все настроено как часы: есть типовые проблемы и типовые способы их решения, изо дня в день, из года в год. Нет креатива, новых нестандартных задач, поиска наилучшего алгоритма их решения...
- И вы стали "задыхаться"?
- В общем да, смысл примерно такой. И честно скажу, что после этой тихой заводи, в первые месяцы работы в МТС у меня был легкий шок. Потому что это огромная структура, которая движется по совершенно особенным законам. Это как после прогулочной яхты перейти на борт океанского круизного лайнера, вот примерно такая ассоциация. Здесь каждый день что-то новое, нужно принимать решения, заниматься вещами, о которых ты еще вчера не думал даже. Скажем, бюджет готовится каждый год, но каждый год оказывается, что компания за эти 365 дней так выросла, что приходится учитывать с десяток новых факторов.
Да что говорить, когда я пришла в МТС, то всего экономическими вопросами занималось всего три человека. А сегодня только в нашем управлении полтора десятка. Поэтому не то, что похожих месяцев, похожих дней практически не бывает.
- Вам нравится полностью выкладываться на работе?
- Да. Меня в прошлом году даже номинировали на внутрикорпоративное звание "Трудоголик
года".
- А отдых?
- С отдыхом, конечно сложнее, на меня даже родные обижаются, что слишком много внимания уделяю работе. Но, на самом деле, даже когда есть время отдохнуть, я предпочитаю активный отдых. Полежать в выходные на диване с книжкой - это не совсем то, что мне нужно.
Когда я была чуть менее загружена, много времени отдавала экстремальному туризму.
- Горы?
- Да, горы, пеший туризм, сплав по рекам. Хотя, конечно, моя любовь - горы. У меня первый разряд по горному туризму. Больше всего мне запомнилось путешествие на Киргизский хребет. Это был достаточно сложный поход - пятая категория сложности. Специалисты поймут о чем я говорю. Сейчас, правда, в восхождениях я уже не участвую.
- Нет времени?
- Дело не в этом. Понимаете... в последний раз... горы дали понять, что пора заканчивать. Хотя, конечно, все высоты выше четырех тысяч метров по-прежнему манят. И если спросите про нереализованную мечту, то я отвечу, что это Алтай.
© Всеволод Волков, "Алло, МТС"
Последние новости: 24.04.14 Десятилетний teXet. Китайские гаджеты с питерской адаптацией ад слувутага нашага земляка.
17.09.12 МТС продолжил экспериментировать с безлимитным интернетом
05.09.12 Velcom в посткризизной среде. Инвестиции в абонентов
28.04.12 Huawei на ТИБО-2012. Решения департамента Enterpise и новые терминалы
27.04.12 Velcom на ТИБО-2012: свежие мобильные приложения и семинар о технологии M2M
27.04.12 МТС на ТИБО. Старт фиксированного интернет-доступа и технологические новинки в партнерстве с ведущими вендорами
26.04.12 Nokia Siemens Networks на ТИБО-2012
25.04.12 Белтелеком на ТИБО-2012
25.04.12 Министр связи - о приватизации, новациях в распределении частот и сроках отключения аналогового телевещания.
20.04.12 Приобрести радиоэлектронные средства станет возможно без разрешения БелГИЭ
19.04.12 МТС предоставил своим абонентам бонусный ночной трафик
|