2007-11-08 Евгений Пенкин (МТС-Гродно): Гродненской области "не повезло" с географией... Но сейчас этот фактор уже потерял свою значимость.
Гродненская область в иерархии МТС имеет особый статус. С одной стороны, крупнейший белорусский оператор и в этом регионе - безоговорочный лидер. С другой - в сравнении со столь же успешными во внутренней градации компании Витебской и Брестской областями число абонентов на Северо-Западе страны все-таки меньшее.
Об особенностях работы лидера белорусского рынка сотовой связи на Гродненщине рассказал директор филиала МТС Евгений Пенкин.
Справка. Пенкин Евгений Николаевич, директор Гродненского филиала СООО "Мобильные ТелеСитсетмы".
Работает в МТС с января 2003 года, с сентября того же года и по настоящее время - директор Гродненского филиала.
В компанию пришел из РУП "Гроднооблтелеком", где занимал различные должности - от инженера до заместителя начальника цеха ГТС. В отрасли связи работает с 1984 года.
Евгений Пенкин родился 21 января 1962 года. В 1984 году окончил Минский радиотехнический институт по специальности "Многоканальная электросвязь". Женат, двое сыновей.
Евгений Николаевич, Ваши коллеги из Витебской и Брестской областей еще в прошлом году разменяли полумиллионную отметку, а Гродненский филиал только в сентябре подключил 450-тысячного пользователя. Почему? Жители региона более консервативны?
Так ведь и территория региона самая маленькая, и жителей в Гродненской области меньше, чем где-либо еще в Беларуси.
Только за прошлый год число жителей Гродненщины, имеющих номер МТС, возросло почти на 67%. И сегодня среди абонентов всех операторов сотовой связи в городе и области более 66% отдают предпочтение "Мобильным ТелеСистемам". В среднестатистической семье жителей Гродно насчитывается два телефона с активными СИМ-картами МТС. Так что сотовая связь востребована жителями нашего региона не менее, чем жителями других. А то число абонентов, которое мы обслуживаем сейчас на Гродненщине - далеко не предел нашего роста.
Есть объективный фактор, в силу которого поначалу мы действительно отставали от других регионов по темпам роста числа абонентов. Гродненской области "не повезло" с географией в том смысле, что через нее, в отличие от всех остальных регионов Беларуси, не проходят две основные автомагистрали страны - Брест - Москва и Санкт-Петербург - Одесса. В силу этого, хотя в Гродно МТС приступил к работе сразу после Бреста - 23 января 2003 года, активное строительство сети в регионе началось с началом строительства башен связи по трассе М-6 Гродно-Минск. - Построили башню связи в д. Пильчуки, включили г. Щучин, появилась возможность аренды цифровых потоков у УП "Гроднооблтелеком" - включили г. Лиду, г. Волковыск и т.д. . Эти объективные сдерживающие факторы отразились на темпах прироста абонентов. Следует отметить и специфику нашей области: почти 40 процентов районных центров - это города с населением 7-9 тысяч человек. Однако сейчас эти факторы, как вы понимаете, уже потеряли свою значимость. - Сеть в нашем регионе, в основном, уже построена. Установлено 357 базовых станций и microBTS (из них 223 - GSM 900, 134 - GSM 1800) и коммутатор емкостью более 600 тысяч абонентов. Еще к концу 2005 года мы обеспечили связью все райцентры, сегодня связь МТС есть во всех населенных пунктах с населением более 3 000 человек. Сегодня обеспечено радиопокрытие автодорог и погранпереходов, зон отдыха и туристических центров, - связь есть на 90% территории региона, что является одним из самых высоких показателей радиопокрытия среди всех областей. В планах на конец года - обеспечение 95% покрытия территории области.
Регион | Площадь, тыс. кв. км. | Население, тыс. чел. | Плотность населения |
Брестская обл. | 32,8 | 1439,5 | 43,9 |
Витебская обл. | 40,1 | 1283,2 | 32 |
Гомельская обл. | 40,4 | 1475,9 | 36,5 |
Гродненская обл. | 25,1 | 1114,1 | 44,4 |
Минская обл. и г.Минск | 40,2 | 3264,3 | 81,2 |
* в т.ч. г.Минск | 0,256 | 1797,5 | 7021,5 |
* в т.ч. Минская обл. | 39,9 | 1466,8 | 36,8 |
Могилевская обл. | 29,1 | 1137,5 | 39,1 |
В свое время Гродно стал первым городом после Минска, где открылось два собственных центра обслуживания абонентов МТС... А сейчас витебские и брестские коллеги опережают вас по числу собственных центров МТС в области. Почему?
Я бы не стал драматизировать ситуацию - собственные точки продаж мы открываем по мере необходимости, и, понятно, что при условии прогнозируемой окупаемости объекта. Например, открытый в мае 2004 года наш первый Центр по ул. Телеграфной, 3 не справлялся с ажиотажным спросом на наши услуги в регионе, в связи с чем и понадобилось открыть второй гродненский центр МТС по ул. Красноармейской. Можно сказать, что второй центр построен нами практически "с нуля", - мы реконструировали предоставленное нам здание XIX века с учетом сохранения исторического облика. В результате помещение максимально приспособлено для качественного обслуживания наших абонентов.
В Гродно у нас сейчас своего рода разделение труда - наши старые и верные абоненты предпочитают обращаться за консультациями в центр на Телеграфной, рядом с которым расположены многие административные здания и корпуса университета. А новые подключаются в основном в центре на Красноармейской. Здесь поток посетителей формируется в числе прочего и благодаря расположенным в шаге от центра авто- и железнодорожному вокзалам. - Многие приезжающие в Гродно из пригорода и области находят удобным зайти и к нам. Сегодня в целом наши офисы подключают более 30% всех подключающихся гродненских абонентов. Это достойный результат и мы на правильном пути.
Открытие центра в стотысячной Лиде в июне этого года было логичным шагом - город второй по величине в области и по количеству активных абонентов нашей компании - более 60% от населения города.
Там, где нет наших центров, качественное обслуживание абонентов обеспечивают наши коммерческие представители - в 30 населённых пунктах области насчитывается 100 пунктов продаж более чем 10 компаний, - и мы довольны их работой. Своего рода конкуренция среди точек продаж различных компаний приводит и к повышению качества обслуживания, и к отсутствию нашей зависимости от кого-либо из партнеров. Что касается дальнейших планов, мы рассматриваем возможность открытия очередного собственного центра обслуживания МТС в областном центре и в одном из районных центров области, чтобы быть ближе к абонентам.
Регион | Собственных центров МТС | Дилерских точек МТС |
Брестская обл. | 4 | 141 |
Витебская обл. | 6 | 122 |
Гомельская обл. | 3 | 94 |
Гродненская обл. | 3 | 97 |
Минская обл. и г.Минск | 8 | 224 |
* в т.ч. г.Минск | 6 | 101 |
* в т.ч. Минская обл. | 2 | 123 |
Могилевская обл. | 3 | 118 |
Итого | 27 | 796 |
Основания быть довольными работой коммерческих представителей действительно есть - с почти 70% рынка области МТС, насколько можно понять, является столь же безоговорочным лидером в каждом из районов Гродненщины. Есть ли "проблемные" районы?
В областном центре, где у нас более 200 тыс. абонентов на 318,6 тыс. жителей, в крупнейших городах области - Лиде, Новогрудке, Волковыске и практически во всех остальных районных центрах и районах мы действительно оператор номер один как по числу абонентов, так и по показателям развития инфраструктуры. Хотя в каждый населенный пункт области мы приходили в свое время вторым оператором. Установленный МТС уровень тарифов сделал для абсолютного большинства жителей области доступной сотовую связь как таковую. Конкуренты же явно запоздали с ответными действиями.
В некоторых районах до нашего появления конкуренты уже успели подключить значительное число абонентов. Но их жители со временем по достоинству оценили наши усилия в обеспечении качества услуг - мы уже и здесь лидируем по количеству объектов инфраструктуры сети.
В начале года почти одновременно во всех областях страны местный налог на услуги был увеличен до 10%. Затем депутаты местных Советов провели своего рода "работу над ошибками". В середине года в Минске ставка местного налога на услуги сотовой связи снизилась с 10% до 5%, чуть ранее снижение имело место в Могилевской и в Гомельской областях. И лишь в Гродненской области ставка осталась на прежнем уровне - 5%. Как удалось "не ошибиться" народным избранникам Гродненщины?
Думаю, что в этом есть и наша заслуга.
При рассмотрении вопроса с нами действительно консультировались и мы приводили свои аргументы в необходимости не увеличивать ставку. Приятно работать в области, где есть со стороны структур власти понимание, желание выслушать и принять правильное решение. В результате гродненцы платили в этом году за услуги сотовой связи меньше других жителей Беларуси. При этом мы остаемся весьма значимым налогоплательщиком области. Только в 2006 году в местный бюджет перечислено более 5 млрд. рублей налоговых платежей, а за истекший период этого года - более 4 млрд. рубей с учетом изменения структуры выплаты налогов в строну уменьшения. При этом абоненты не стали разговаривать меньше, и сумма платежей в бюджет из месяца в месяц растет. Налицо баланс интересов всех сторон: абонент доволен, выручка и платежи в бюджет растут.
Обеспечение связью агрогородков в рамках Государственной программы возрождения и развития села на 2005-2010 гг., очевидно, в целом вряд ли окупаемый проект. В Гродненской области, известной еще с советских времен сильными агропроизводителями, ситуация та же?
МТС ведет социально ответственный бизнес, и обеспечение нашей связью сельских населенных пунктов является его частью. Но что касается нашего региона, есть и экономический плюс - численность населения практически половины районных центров нашей области не более десяти тысяч человек. А трафик базовых станций некоторых ведущих агропредприятий таков, что находится на уровне и даже превышает трафик районных центров! И эта тенденция видна во многих районах нашей области.
Агропредприятие с таким трафиком - весьма ценный клиент для оператора. Насколько популярно предложение МТС у юридических лиц области?
И ценовое предложение, и качество обслуживания, и наличие полного пакета инновационных услуг, прежде всего, услуг передачи данных и VPN, позволили нам выиграть не один тендер, проводимый корпоративными абонентами. Так произошло, например, на крупнейших предприятиях региона, таких как "Гродножилстрой", "Гродно Химволокно", "Гродно Азот", что для меня лично очень важно. Так как у многих ведущих предприятий области еще до появления МТС был опыт использования сотовой связи, непросто было изменить ситуацию в свою пользу, но нам это удалось. Наше лидерство по общему числу абонентов изменило в нашу пользу и структуру трафика юридических лиц. Они, рано или поздно, но становятся нашими клиентами. Только в прошлом году число корпоративных клиентов и число их приложений выросло на 100% - в два раза. Вот и еще один экономический эффект активной установки базовых станций в агрогородках -- подключение агропредприятий, которые в среднем используют по 20 приложений.
И даже после снижения вашими конкурентами цен в начале этого года, корпоративные абоненты продолжают выбирать МТС по ценовому критерию?
- Да. Во-первых, мы также не стоим на месте и с начала этого года предоставили ключевым клиентам скидку на внутрисетевые вызовы в зависимости от числа приложений. А во-вторых, расчеты, исходя из сложившейся структуры трафика большинства клиентов, показывают, что оптимальный выбор - именно МТС. Кроме того, нас выбирают, исходя из наших уникальных конкурентных преимуществ. Транспортные предприятия - из-за льготного роуминга в России и Украине. А отдельные клиенты - часто и исходя из того, что МТС - единственный работающий оператор в той или иной местности.
Опыт витебских коллег показал, что когда число абонентов МТС начинает превышать 50% населения области, происходит всплеск числа корпоративных клиентов. Так что нам еще есть куда расти - нашими клиентами, мы уверены, еще предстоит стать многим предприятиям
Впрочем, уже значительное время, по меткому выражению моего знакомого, "без МТС, у нас в Гродно никак нельзя ". С какого именно момента быть на МТС в Гродно стало "модно"?
Примерно к концу 2004 - к началу 2005 года мы стали лидировать по числу абонентов. И чуть позже - решили вопрос качества услуг. Если в 2004 году как следствие взрывных темпов роста числа пользователей и трафика вопросы качества связи занимали первую позицию в статистике обращений абонентов, опережая вопросы финансовых начислений и пользования дополнительными сервисами, то уже к 2006 году большая часть обращений была за консультациями по дополнительным услугам. А сегодня наш регион стал лидером по радиопокрытию среди областей. Так что быть с МТС всегда "модно".
Но есть же люди, которые перестают быть абонентами МТС? По каким причинам это, как правило, происходит?
Сейчас в качестве самой популярной причины отказа от наших услуг абоненты сообщают об утрате телефона. Надо сказать, что расторжения контрактов по причине недостаточного качества или плохого радиопокрытия отсутствуют.
Справка
11 апреля 2004 года к сети подключился 50-тысячный абонент МТС в области;
2 ноября 2004 года абонентов МТС на Гродненщине стало 100 тысяч.
4 октября 2005 года к сети МТС в области подключился 200-тысячный абонент;
8 июля 2006 г. по Гродно и области было зарегистрировано 300 тысяч абонентов;
17 января 2007 года подключился 400-тысячный абонент оператора в регионе
15 сентября 2007 года число абонентов на Гродненщине превысило 450 тысяч.
Последние новости: 24.04.14 Десятилетний teXet. Китайские гаджеты с питерской адаптацией ад слувутага нашага земляка.
17.09.12 МТС продолжил экспериментировать с безлимитным интернетом
05.09.12 Velcom в посткризизной среде. Инвестиции в абонентов
28.04.12 Huawei на ТИБО-2012. Решения департамента Enterpise и новые терминалы
27.04.12 Velcom на ТИБО-2012: свежие мобильные приложения и семинар о технологии M2M
27.04.12 МТС на ТИБО. Старт фиксированного интернет-доступа и технологические новинки в партнерстве с ведущими вендорами
26.04.12 Nokia Siemens Networks на ТИБО-2012
25.04.12 Белтелеком на ТИБО-2012
25.04.12 Министр связи - о приватизации, новациях в распределении частот и сроках отключения аналогового телевещания.
20.04.12 Приобрести радиоэлектронные средства станет возможно без разрешения БелГИЭ
19.04.12 МТС предоставил своим абонентам бонусный ночной трафик
|