2008-02-07 Итоги года белорусского МТС: взрывной рост радиопокрытия и увеличение числа корпоративных клиентов
На прошедшем 6 февраля пресс-ланче руководители белорусского МТС подвели итоги года. Особо были отмечены рост радиопокрытия и увеличение числа корпоративных клиентов.
Цифры и тенденции
Цифр генеральным директором компании Владимиром Карповичем и его заместителями - по техническим вопросам Сергеем Буденным и по маркетингу Вадимом Татьяненко (пока в статусе и.о.) было озвучено великое множество. Главные итоги года - выросшее за год с 64% до 89% территории Республики Беларусь радиопокрытие (прирост 25 процентных пунктов) и увеличившееся в 2007-м в 1,8 раза число корпоративных клиентов (число приложений или номеров, зарегистрированных "на юридические лица" стало за год большим и вовсе в 2 раза).
Фантастический, без преувеличения, рост радиопокрытия объясним, прежде всего, целой тысячей установленных в 2007-м базовых станций (3258 на конец года против 2210 на начало), 2/3 из которых работают в диапазоне 900 МГц, треть - 1800 МГц. - В итоге работу сети на начало 2008 года обеспечивают 32 тыс. приемопередатчиков. Однако здесь же надо отметить и имевший место в апреле-мае прирост в 15 процентных пунктов (с 65 до 80% территории страны), зафиксированный благодаря корректировке используемой в расчетах математической модели. Впрочем, корректировка была вполне обоснованной и сомнений в том, насколько честно МТС считает территорию радиопокрытия - нет. Новые же корпоративные клиенты выбрали оператора благодаря как объективным факторам - соотношению цена/качество, так и субъективным - титаническим усилиям по продвижению.
Лидерство МТС по итогам 2007-го года, как по числу абонентов, так и по приросту базы, - уже из разряда само собой разумеющегося. Рыночная доля оператора на начало 2008-го года составляла 53,3% с 3,8 млн. пользователей из 7,128 млн, доля в приросте за год также более 50% (50,7%) - +595 тыс. из 1,168 млн. "новых" абонентов.
В самой компании, кстати, считают снижение прироста с 1,095 млн. в 2006-м почти в два раза отражением объективной тенденции - свидетельством насыщения рынка. И та же тенденция будет иметь место, по мнению главного маркетолога МТС Вадима Татьяненко, и в наступившем году - темпы роста потребления услуг будут превышать темпы роста числа сим-карт. Но здесь МТС, вероятно, излишне пессимистичен - в наступившем году его потенциал в приросте никак не менее 600 тыс. абонентов, а потенциал всего рынка - не менее 1,2 млн. Что же касается интенсивности потребления - MOU 2007-го действительно вырос до 456 минут с 416 годом ранее (некий рекордсмен наговорил вообще 10 тыс. "внутрисетевых" минут в месяц). И это, наряду с ростом потребления дополнительных услуг, прежде всего - услуг передачи данных, позволило сохранить ARPU - $9,38 против $9,84 в 2006-м. Только в ходе акции "Гипер.Net" трафик мобильной передачи данных возрос в 8 раз, и отмена безлимитного характера предложения не сильно снизила интенсивность потребления.
Почему прирост в 2008-м может повыситься? Уже введенный в январе ТП "Разговорный" выглядит боле сильным, чем все вместе взятое, сделанное в 2007-м. Тарифные нововведения прошлого года - Персона, Компания, RED, Вместе, Особый, проведенные акции Жара+50, Лето рулит!, Минуты по красной цене, Подарок осени, 2008 минут, Бонус 2008, MMS2008, как представляется, будут несоизмеримы с новшествами года наступившего - конкуренты (и VELCOM, и потенциальный катализатор рынка БеСТ) не дадут лидеру почивать на лаврах.
Показатель | 1 квартал 2007 г. | 2 квартал 2007 г. | 3 квартал 2007 г. | 4 квартал 2007 г. | Итого за 2007 г. |
Количество абонентов (тыс.) | 3 374 | 3 482 | 3 664 | 3 800 | 3 800 |
Выручка от реализации товаров, работ, услуг (млн руб.) | 191 228 | 206 160 | 223 718 | 222 148 | 843 254 |
ARPU (USD/абон.) | 9,06 | 9,46 | 9,72 | 9,27 | 9,38 |
MOU (мин./абон.) | 408 | 457 | 460 | 495 | 456 |
Капитальные вложения (млн руб.) | 48 443 | 71 167 | 50 986 | 54 293 | 224 889 |
Выбор для регионов. Налоговые ставки или инфраструктура
Корелирующая с процентом территории радиопокрытия доля населения, проживающего на ней - 96,62% (от всего населения Республики Беларусь) заслуживает быть вынесенной в отдельный пункт. Оператор предоставил прессе аналогичные цифры по белорусским областям - естественно для нескольких областей доля населения в зоне действия сети МТС выше, чем в среднем по стране, для остальных - ниже. Лучший показатель в Гомельской области, 98,79% населения которой проживает там, где работает сеть крупнейшего белорусского оператора. Худший - в Витебской - 95,03%. Почему так, а не иначе - комментария компании не последовало...
Однако есть основания предположить: оператор лучше развивал инфрастуруктуру сети именно там, где меньшей была ставка местного налога на услуги сотовой связи. Таким образом, в качестве компенсации за меньшие прямые поступления в областной бюджет гомельчане получили лучшее радиопокрытие и как следствие - большие косвенные поступления. Действительно, цифры говоря сами за себя:
| Доля населения, проживающего в зоне действия сети МТС | Ставка местного налога на конец 2007 г. |
Минская обл. | 96,89% | 10% |
Брестская обл. | 95,16% | 7% |
Витебская обл. | 95,03% | 10% |
Гомельская обл. | 98,79% | 7% |
Гродненская обл. | 96,14% | 5% |
Могилевская обл. | 97,16% | 5% |
В наступившем году во всех белорусских областях, кроме Гродненской, установлена 10-процентная ставка налога. Гродненский же Облсовет оставил ставку на уровне 5%. И есть основания полагать, что значительная доля из $155 млн. инвестиций 2008-го года "(на конец 2007-го капитальные вложения составили уже $509,5 млн. - более полумиллиарда) пойдет "на запад" Беларуси. И лишь пятая часть из этих полутора сотен миллионов долларов запланирована на расширение возможностей действующего оборудования - остальное - на установку нового.
Кстати, к 2010 году запланировано достичь практически стопроцентного радиопокрытия территории страны, но вот в отдельных регионах белых пятен не останется и ранее...
"Мировой уровень качества"
Времена, когда заявления о качестве МТС вызывали бурную реакцию пользователей - давно в прошлом. Сейчас и без всяких заявлений и вынесения "мирового качества телекоммуникационных услуг" в миссию компании общеизвестный факт - максимум того, что позволяет сотовая связь, как таковая, абоненты МТС получают. Даже традиционный тест "новогодней ночи" сеть МТС выдержала успешно. За два дня с 31 декабря по 1 января абоненты совершили рекордное число успешных вызовов - более 60,5 миллионов (на 17% больше, чем за аналогичный новогодний период год назад). При этом доля успешных соединений превышала 99% (норматив 95%), а прерванных - не достигала 0,38%.
Пик максимальной нагрузки на сеть в виде голосового трафика и SMS пришелся на предновогодние и новогодние часы с 22.00 до 2.00. В этот период абоненты СООО "МТС" сделали более 7,6 млн. вызовов, что превысило прошлогоднюю новогоднюю нагрузку на сеть на 10%. За два дня с 31 декабря по 1 января абоненты МТС в Беларуси отправили более 14,5 млн SMS, из которых более 2,1 млн. SMS было отправлено в предновогодние и новогодние часы с 22.00 до 2.00. В новогодние дни места массовых мероприятий обслуживали две передвижные базовые станции МТС повышенной емкости. Одна из них работала в Минске в районе стелы "Минск - город-герой", вторая - в Витебске на перекрестке ул. Чкалова и ул. Интернационалистов.
Качественное сервисное обслуживание почти 4 миллионов клиентов - колоссальная нагрузка, в связи с чем компания развивает и соответствующую инфраструктуру. В 2007 г. число центров обслуживания абонентов МТС выросло с 18 до 29 (на 11 центров), общая численность специалистов Контактного центра, осуществляющих обслуживание клиентов по телефону 0890, на конец года составила 191 человек. С августа 2007 г. в Контактном центре реализован "Обратный вызов": в часы пик абонент вместо ожидания ответа оператора может заказать звонок от оператора, и специалист Контактного центра перезвонит ему в течение 10 минут.
Расширено автоматическое голосовое предоставление информации об услугах МТС, позволяющее избежать возможного искажения информации под воздействием человеческого фактора. В результате из более чем 9 миллионов звонков, поступивших в Контактный центр в 4-м квартале прошлого года, 83% получило обслуживание в автоматическом режиме. Установленное новое программное решение позволяет отслеживать нагрузку на Контактный центр в режиме реального времени и при необходимости перераспределять ресурсы. Специалистами Контактного центра за 4 квартал было принято более чем 1 млн. 700 тыс. вызовов. Среднее время обслуживания абонента оператором составило в 4-м квартале 99,9 с. Время ожидания абонентов на линии не превысило 30 с по 67% вызовов абонентов массовых тарифных планов. В рамках приоритетного обслуживания абонентов тарифного плана "Персона" и корпоративных клиентов их ожидание на линии не превышало 30 с в более чем 90% случаев.
"В результате всех упомянутых мер индекс удовлетворенности абонентов обслуживанием в Контактном центре по итогам 4 квартала составил от 93% до 97% в различных группах абонентов, при установленном нормативе для группы компаний МТС 80%", - отметил Владимир Карпович.
Роуминг
Единственным, кроме исторически сложившегося преимущества VELCOM по числу собственных центров продаж, показателем, по которому МТС еще не успел "догнать и перегнать" основного конкурента, является число роуминговых партнеров. Впрочем, как собственную инфраструктуру продаж и обслуживания дополняет максимальная в стране дилерская сеть, так и по числу, например, партнеров по GPRS-роумингу первенствует уже не VELCOM. MMS-обмен у последнего налажен вообще только с МТС, а число партнеров по CAMEL-роумингу у белорусских лидеров сейчас одинаково. Но если VELCOM регулярно объявлял о появлении новых возможностей для абонентов PRIVET, то о самом наличии CAMEL-роуминга для абонентов МТС объявлено впервые. Конечно, более 600 тыс. абонентов оператора уже переведены на real-time-биллинг, в связи с чем нововведение было в общем-то ожидаемым.
Роуминг | 2006 г. (стран/операторов) | 2007 г. (стран/операторов) |
GSM | 116/200 | 142/257 |
GPRS | 46/69 | 96/164 |
CAMEL | 1/2 | 9/10 |
MMS | 0/0 | 30/34 |
Динамика года - расширить круг стран где предоставляется роуминг, удалось почти на четверть (до 142), и почти на треть - число операторов - партнеров по роумингу (до 257 операторов). Более чем вдвое выросло число стран и сетей для GPRS-роуминга (до 164 операторов в 96 странах). Появившийся в 2007 г. MMS-обмен с другими сотовыми сетями доведен до 36 операторов в 31 стране.
Резюме
Рост радиопокрытия и числа корпоративных клиентов, первенство по приросту базы при практически сохранившемся ARPU ($9,38) привели МТС к рекордной выручке за год в $392,9 млн. Данные основного конкурента ожидаются в середине февраля. Тогда же и будет точно известно, стал ли МТС, как ожидается, лидером по финансовым поступлениям в 2007-м. По итогам 2006-го, напомним, ARPU VELCOM составлял $12,8 (против $9,84 у МТС), выручка $328,3 млн. (против $308 млн. у МТС).
Нарастающим итогом с начала деятельности: | 2002 г. | 2003 г. | 2004 г. | 2005 г. | 2006 г. | 2007 г. |
Капитальные вложения, млн USD | 43,7 | 121,7 | 188,7 | 284,3 | 404,7 | 509,5 |
Выручка*, млн USD | 2,3 | 43,4 | 164,5 | 374,3 | 683,2 | 1076,1 |
Налоговые перечисления в бюджет, млн USD | 3,8 | 15,6 | 38,2 | 82,2 | 159,2 | 285,4 |
Последние новости: 24.04.14 Десятилетний teXet. Китайские гаджеты с питерской адаптацией ад слувутага нашага земляка.
17.09.12 МТС продолжил экспериментировать с безлимитным интернетом
05.09.12 Velcom в посткризизной среде. Инвестиции в абонентов
28.04.12 Huawei на ТИБО-2012. Решения департамента Enterpise и новые терминалы
27.04.12 Velcom на ТИБО-2012: свежие мобильные приложения и семинар о технологии M2M
27.04.12 МТС на ТИБО. Старт фиксированного интернет-доступа и технологические новинки в партнерстве с ведущими вендорами
26.04.12 Nokia Siemens Networks на ТИБО-2012
25.04.12 Белтелеком на ТИБО-2012
25.04.12 Министр связи - о приватизации, новациях в распределении частот и сроках отключения аналогового телевещания.
20.04.12 Приобрести радиоэлектронные средства станет возможно без разрешения БелГИЭ
19.04.12 МТС предоставил своим абонентам бонусный ночной трафик
|