2008-08-21 Velcom "разговорил" абонентов: рост по всем направлениям при сдержанном прогнозе.
Объявленные 20 августа финансовые и операционные показатели velcom за II квартал 2008 года предсказуемо хороши. Оператору удалось, казалось бы, невозможное - увеличить долю рынка (по числу сим-карт) да еще и увеличить выручку с абонента (ARPU) и время потребления услуг (MOU), "разговорив" своих пользователей. Руководитель материнской компании Telekom Austria GROUP Борис Немшич (Boris Nemsic) обосновал достижения первыми маркетинговыми усилиями, пообещав продолжить активные действия. Впрочем, перед продолжением нелишне проанализировать уже достигнутое.
Прирост абонентских баз: 142 к 81.
То, что абонентская база velcom сейчас растет быстрее, чем база основного конкурента - уже год как не новость.
Сам по себе прирост velcom во II квартале весьма неплох - 142 тыс. пользователей за квартал. Или чуть менее 50 тысяч в среднем за месяц (статистика по месяцам не объявляется). Но уж на фоне результата основного конкурента - и вовсе просто феноменален! Напомним, что у МТС было +15 тыс. "новых" абонентов в "провальном" апреле, а дальше - 34 тыс. прироста в мае и 32 тыс. в июне - итого 81 тыс. за квартал. Вырасти на три четверти больше, чем основной соперник, остающийся лидером рынка, действительно дорогого стоит. Даже по данным на конец квартала число пользователей velcom составляло 3,367 млн. против 4,026 млн. - гандикап 657 тыс. в пользу МТС. Но, последнему, увы, не помогает сейчас и "эффект сети"...
Итак, подключив большую часть новых абонентов квартала, velcom отвоевал некоторую долю рынка. Впрочем, не столь и значительную - 0,6%. В результате по собственной оценке (без учета абонентов DIALLOG) оператор сейчас обслуживает 44,4% белорусских мобильных пользователей, а если учесть DIALLOG - то 43,9%.
Причины перераспределения белорусского мобильного пирога - на поверхности. Весьма сильный тариф "Открытый" от 16 апреля с 99-ю руб. на внесетевые вызовы - оператор даже "доплачивает" своим абонентам за вызовы в другие сети. Объявленный одновременно с ребрендингом тариф "Открытый 100" той же линии.
Сильная летняя акция по продвижению обоих предложений - с абонентов, подключившихся на "Открытый" и "Открытый 100" с 16 июня по 31 августа, до конца лета не взимается абонентская плата. И "дополнительная" акция для новых абонентов ПРИВЕТ. "Необходимое зло" - последствием всех четырех объявлений должно бы стать снижение ARPU, а двух акционных - еще и последующий отток "сим-карт на выговор" - для сегодняшнего состояния рынка уже само собой разумеющийся фактор.
Кроме собственных маркетологов, за рост доли рынка velcom следует поблагодарить еще и маркетологов конкурентов. Весенний провал - следствие новогодних акций - компенсировать должным образом они просто не смогли. Более того, МТС "провалился" настолько, что число "новых" ценных контрактных абонентов velcom практически тождественно числу всех "новых" абонентов МТС. И превышает число новых менее ценных pre-paid абонентов ПРИВЕТ, в отличие от первого кварала. Но это уже следствие соотношения "сил" объявлений для "Открытого" и ПРИВЕТа.
Однако даже краткосрочный прогноз для velcom относительно доли рынка не очень оптимистичен. Дело не только в предстоящей активизации купленного Turkcell БеСТ. - Третий белорусский оператор должен бы активизироваться еще в конце третьего квартала, а в четвертом - на рынке будет совсем "жарко". Но и на "подарки" основного конкурента velcom больше рассчитывать не следует. В конце года - уже с началом IV квартала - у velcom прогнозируются значительные оттоки "абонентов". Сначала база будет очищена от "новогодних сим-карт", а затем последуют и первые оттоки из-за главного неблагоприятного объявления II квартала (о нем ниже). И, наконец, в марте следующего года velcom придется фиксировать оттоки и тех, кто покупал сейчас "Открытый" "на выговор".
Доходы. Как velcom "разговорил" абонентов.
Еще большим феноменом результатов velcom во втором квартале, чем собственно рост доли рынка, стал сопутствующий рост других показателей.
Во-первых, до 6,9 евро вырос ARPU (выручка с одного абонента), - кварталом ранее показатель фиксировался на уровне 6,5 евро.
Во-вторых, увеличился и MOU (среднее число минут на одного абонента) 165,8 минут против 147,7. Темпы роста, правда, здесь несколько выше (1,12 к 1,06 для ARPU), так что средняя стоимость минуты, соответственно снизилась.
В-третьих, конечно, выросли показатели выручки, EBITDA и операционной прибыли - 71,1 млн. евро (против 64,5 млн. по итогам I квартала - прирост 10% в евро и 14% в рублях), 35 млн. евро (против 32 млн.), 16,9 млн. (против 13,3 млн.).
Причины, опять же очень неглубоко. Главное, за счет чего velcom удалось вдруг "разговорить" собственных абонентов - изменение интервала тарификации для большинства контрактных тарифных планов со ставшего привычным за 9 лет 12-секундного, на посекундный после первой минуты разговора. Изменение вступило в силу 25 мая и не замедлило сказаться на результатах II квартала.
С точки зрения интересов компании действие более чем эффективное. - Период адаптации абонентов под нововведение, после которого ARPU вернется к дореформенному уровню, затянется на несколько месяцев. А всплеск выручки фиксируется мгновенно. В цифрах последствия реформы таковы: практически весь рост ARPU по компании (6%) и обеспечили "старые" контрактные пользователи - выручка с каждого из них выросла на 7%. Конечно, непопадающие под нововведение pre-paid абоненты ПРИВЕТ также стали платить на 3% больше. Но это уже скорее следствие перераспределения базы внутри компании - часть контрактников уже стала ПРИВЕТ-чиками.
Краткосрочный прогноз уровня доходов velcom благоприятен - в III квартале окончательная адаптация абонентов к нововведению еще не произойдет. Так что выручка пока останется примерно на зафиксированном уровне, с незначительными разве что флуктуациями. Росту будет способствовать продолжительность периода действия новшества - все три месяца против месяца с небольшим во втором квартале, снижению - изменение модели потребления.
Но уже к концу года возврата к дореформенному уровню не избежать, так что velcom придется "продолжить активные действия". Только такого сильного оружия в арсенале уже не будет. Впрочем, оружие это "обоюдноострое" - следствием такого рода нововведений становится снижение лояльности действующих абонентов - и в разовом характере есть свои плюсы и для оператора.
Резюме.
Именно потому, что две разнонаправленные тенденции - рост абонентской базы за счет снижения выручки и рост выручки за счет изменения тарификации - во втором квартале сего года совпали - результат получился феноменально благоприятным. Но длиться феномен будет, как максимум, еще только квартал.
Ссылки по теме:
21.08.08 Хельмут Дуз (velcom): Мы стремительно достигаем положительных результатов во всех сегментах нашего бизнеса
20.08.08 Квартальные данные velcom +142 тыс. абонентов против +81 тыс. у МТС
14.05.08 VELCOM в I квартале: PRIVET'ливый рост.
19.02.08 VELCOM в команде mag-ов.
03.01.08 На 1 января 2008 года услугами VELCOM пользуется более 3,055 млн абонентов. Прирост в декабре составил 105 тыс. пользователей.
Последние новости: 24.04.14 Десятилетний teXet. Китайские гаджеты с питерской адаптацией ад слувутага нашага земляка.
17.09.12 МТС продолжил экспериментировать с безлимитным интернетом
05.09.12 Velcom в посткризизной среде. Инвестиции в абонентов
28.04.12 Huawei на ТИБО-2012. Решения департамента Enterpise и новые терминалы
27.04.12 Velcom на ТИБО-2012: свежие мобильные приложения и семинар о технологии M2M
27.04.12 МТС на ТИБО. Старт фиксированного интернет-доступа и технологические новинки в партнерстве с ведущими вендорами
26.04.12 Nokia Siemens Networks на ТИБО-2012
25.04.12 Белтелеком на ТИБО-2012
25.04.12 Министр связи - о приватизации, новациях в распределении частот и сроках отключения аналогового телевещания.
20.04.12 Приобрести радиоэлектронные средства станет возможно без разрешения БелГИЭ
19.04.12 МТС предоставил своим абонентам бонусный ночной трафик
|