2009-05-13 Velcom в I квартале: упал-отжался
13 мая опубликованы операционные показатели старейшего белорусского оператора velcom. Результаты предсказуемы: зафиксировано падение практически всех основных индикаторов
Только ли девальвация?
Выручка оператора от оказания основных услуг (Mobile Communication revenues) зафиксирована на уровне 72,8 млн. евро, прочие операционные поступления (Other operating income) составили 1,8 млн. евро, EBITDA - 36,7 млн. евро, операционная прибыль - 18,2 млн. евро. В IV квартале прошлого года эти же показатели фиксировались на уровне 92,3 млн. евро, 1,2 и 45,2 млн. евро и 22,9 млн. евро, соответственно. Таким образом, сейчас выросли лишь прочие операционные поступления, все остальное - в минусе...
Прирост выручки и EBITDA, конечно, зафиксирован по отношению к аналогичному периоду прошлого года - в I квартале 2008-го таковые составляли 64,5 млн. евро и 31,9 млн. евро, то есть сейчас показатели выше, соответственно, на 13 и на 15%. Но здесь же необходимо заметить, что число абонентов за год росло еще более высокими темпами - на 17% (3,763 млн. по итогам рассматриваемого периода против 3,227 млн. на конец I квартала 2008 года).
Более того, снижение валовых показателей по отношению к IV кварталу также сопровождалось ростом числа абонентов - и, соответственно, снижением поступлений от каждого из них. Впрочем, темпы прироста абонентской базы в I квартале - минимальные за последнее время. Общее число пользователей velcom выросло с январь по март лишь на 65 тыс., при этом 43,9 тыс. из них - "легкие" pre-paid пользователи и лишь 21,1 тыс. - контрактные абоненты. И это - на фоне 100 тыс. прироста (до 4, 42 млн.) доселе весьма длительное время уступавшего по новым подключениям МТС.
C III квартала 2007 года столь низкий уровень прироста числа пользователей velcom ранее не отмечался. Такое снижение темпов объяснимо внешними факторами - сезонностью, выросшим, с выходом на рынок в конце ноября прошлого года life:), уровнем конкуренции и снижением доходов потребителей (и как следствие, даже некоторым оттоком пользователей из базы velcom). И внутренними - первым кварталом сего года датировано исключение из абонентской базы "акционных" абонентов прошлых периодов.
Снизившаяся, таким образом, выручка с одного абонента (ARPU) оператора составила за отчетный период 6,2 евро против 7,3 евро кварталом и 6,5 евро четырьмя кварталами ранее. Зафиксированный показатель достиг лишь 85% и 95%, соответственно, от достигавшихся ранее. Само по себе, влияние проведенного 1 января 2009 года 20-процентного снижения курса белорусской национальной валюты на выручку должно было быть меньшим. - С 15 февраля velcom повысил все ранее действовавшие тарифы на 18%, что предполагало значительное нивелирование последствий девальвации.
Однако 15-процентное падение ARPU все-таки зафиксировано.
Снизившиеся поступления при повысившихся тарифах
Снижение ARPU velcom, помимо измениния курса национальной валюты, объяснимо еще целым рядом факторов:
Во-первых, на феноменальный рост выручки с одного абонента в IV квартале оказало проведение velcom игры "Заведи мечту". Удачное сочетание методов продвижения с организацией игры "на грани фола" само по себе увеличило ARPU на десятки евроцентов. Впрочем, эти же факторы и предсказуемо вызвали интерес к оператору со стороны контролирующих органов. Что, надо полагать, гарантировало от повторения подобных действий в будущем, и как следствие, исключило их дальнейшее влияние на ARPU.
Во-вторых, сказалась сезонность - в начале года традиционно падает уровень потребления голосовых услуг. Кроме того, абоненты полностью адаптировали потребление к прошлогоднему изменению тарификации, а февральский рост уровня тарифов прошел на фоне снижения доходов пользователей. Результат - закономерен - снижение объема потребления, т.е. MOU. В среднем, абоненты velcom говорили в первом квартале 145,1 минуты в месяц, что на 14,5 минуты меньше, чем в IV квартале и даже на 2,6 минуты меньше, чем годом ранее. Здесь же, очевидно, следует отметить и снижение средней стоимости минуты потребления (APPM, average price per minute)...
И, наконец, velcom, очевидно, в начале года недооценил рост уровня конкуренции. Упомянутые выше факторы наложились на такие действия конкурентов, причем как полноценно вышедшего на рынок именно в I квартале life:) так и весьма аккуратного в собственных тарифных нововведениях МТС, что некий "откат" тарифов от уровня 15 февраля был предопределен. Повысив их на 18%, velcom, после заявления главы белорусского правительства сделал несколько послаблений корпоративным абонентам, а затем и малоговорящим физическим лицам.
Однако, представляется, что это тот случай, когда "после" не означает "вследствие". Едва ли не пятикратное превосходство velcom над ближайшим конкурентом МТС по выручке от юридических лиц могло, после повышения цен, достаточно быстро стать под сомнение. При всем консерватизме таких клиентов в принятии решений, как life:) так и МТС практически уже предложили то, чего не было у velcom до 2 марта - бесплатные вызовы внутри "закрытых абонентских групп" (т.е. абонентов одного такого клиента). Причем life:) 29 ноября сделал такой "группой" всю свою сеть. Позволить себе лишиться даже части наиболее ценных клиентов, то есть собственного "золотого фонда", даже для velcom было бы непозволительной роскошью. А все предпосылки к тому были.
Что касается "планового" февральского тарифного нововведения velcom - ТП "Новый стандарт" - оно, несмотря на обширую рекламную кампанию, прошло практически незамеченным. И уж точно не оказало сколь-нибудь значительного влияния на ARPU.
Перспективы
Конечно, столь феноменально низкий прирост базы повториться не должен, впрочем, большая часть новых абонентов достанется life:) а результаты борьбы за второе-третье места с МТС пока малопредсказуемы.
Валовые показатели должны незначительно вырасти - влияние повышения тарифов, даже снивелированное последующим частичным снижением, позволит увеличить выручку и EBITDA. То же можно сказать относительно ARPU - показатель незначительно вырастет на фоне дальнейшего снижения APPM.
Последние новости: 24.04.14 Десятилетний teXet. Китайские гаджеты с питерской адаптацией ад слувутага нашага земляка.
17.09.12 МТС продолжил экспериментировать с безлимитным интернетом
05.09.12 Velcom в посткризизной среде. Инвестиции в абонентов
28.04.12 Huawei на ТИБО-2012. Решения департамента Enterpise и новые терминалы
27.04.12 Velcom на ТИБО-2012: свежие мобильные приложения и семинар о технологии M2M
27.04.12 МТС на ТИБО. Старт фиксированного интернет-доступа и технологические новинки в партнерстве с ведущими вендорами
26.04.12 Nokia Siemens Networks на ТИБО-2012
25.04.12 Белтелеком на ТИБО-2012
25.04.12 Министр связи - о приватизации, новациях в распределении частот и сроках отключения аналогового телевещания.
20.04.12 Приобрести радиоэлектронные средства станет возможно без разрешения БелГИЭ
19.04.12 МТС предоставил своим абонентам бонусный ночной трафик
|