Connected by... logo
 Главная
Marketby VELCOMby МТСby DIALLOGby БеСТby БелтелекомОборудование 
 Разделы :
Market
Connected by Velcom
Connected by МТС
Connected by БелСел
Connected by БеСТ
Connected by Белтелеком
Оборудование
 Рынок мобильной связи Беларуси :
diagramm
 Интересное :
Партнеры
Блог о сотовых операторах

Рекомендуемое
bsu.name - информационные технологии в магистратуре.

2009-06-09 Телеком в диссонансе с кризисом

На прошедшем на прошлой неделе Петербургский международном экономическом форуме (ПМЭФ) 2009 значительное место в информационном поле принадлежало ведущему сотовому оператору Центральной и Восточной Европы МТС. Участие в мероприятии принимали представители 83 стран, Россия и Филиппины были представлены первыми лицами, присутствовали десятки глав экономических ведомств различных стран, международные чиновники, число глав корпораций исчислялось и вовсе десятками. На столь представительном фоне не потерялся и глава большого МТС Михаил Шамолин.

Макросреда. Телеком в диссонансе

В силу своего характера, кризис, естественно, отразился и телекоммуникационной отрасли и на самом МТС, но главный мессидж оператора читался однозначно - что бы не происходило - в лучшем положении в любом случае находятся сильнейшие. То есть сам МТС. - Здесь весьма показательны результаты опроса десятка участников круглого стола "Будущее платежных систем" относительно текущей фазы кризиса. Наибольшим оптимистом здесь оказался как раз глава МТС Михаил Шамолин - по десятибалльной шкале (1 начало кризиса - 10 - его окончание) его оценка прозвучали как "в России - 8-9, если нефть будет стоить столько, сколько она стоит сейчас и тренд продолжится". Прочие называвшиеся оценки не превышали 6, а наиболее популярным вариантом было "4, может быть 5". И даже то, что большинство все-таки оценивало общемировые тенденции, а президент МТС - ситуацию на локальном рынке - не отменяет столь резкий диссонанс...

МТС на Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ) 2009

Вообще говоря, наиболее популярными словосочетаниями форума в отношении ситуации в России и были упомянутые "цены на нефть" и "необходимость инноваций". Соорганизатором посвященного инновациям круглого стола был опять же МТС. Участниками были представители ставших успешными благодаря инновациям мировых брендов и ряд представителей российской стороны - самого МТС, компаний Роснано, Биоинженерия а также РАН. Михаил Шамолин опять же весьма выгодно отличался от прочих российских участников дискуссии. - Остальные сосредоточились на том, "почему не получается", - превалировала популярная но небесспорная точка зрения "высокие цен на нефть как препятствие инновациям". Президент же МТС, как и зарубежные коллеги говорил о том, что получилось - в случае с представляемой им компанией - как раз в "неблагоприятных" условиях высоких цен на нефть. Михаил Шамолин особо отметил, что все последние годы телеком-отрасль росла значительно более высокими темпами, нежели экономика в целом, как раз благодаря восприимчивости к инновациям. В свою очередь, потребители услуг повышали собственную эффективность и потенциал роста.

Однако изменившаяся внешняя среда все-таки повлияла на результаты крупнейшего оператора России.

Продажи. Ритейл изменился

В России по итогам первого квартала МТС проиграл основному конкуренту по приросту абонентской базы, так и по стоимости привлечения абонента. По мнению Михаила Шамолина, главная причина такого результата - изменение конфигурации рынка ритейла. - Во второй половине прошлого года под контроль "Билайн" перешел ведущий российский ритейлер "Евросеть", и даже формально сохранявшиеся обязательства последней перед "Мобильными ТелеСистемами" повлиять на ситуацию уже не могли.

Впрочем, в МТС расценивают ситуацию лишь как временное преимущество конкурента и предпринимают контрмеры. Оператор сам вынужден стать активным игроком на рынке ритейла, взяв под контроль меньшего конкурента "Евросети" Телефон.ру. Впрочем формирование и оптимизация сети продаж - на базе собственных центров и точек Телефон.ру (сегодня имеется 2,5 тыс. точек, часть "дублирующих" друг друга очевидно придется закрыть) - потребует времени. Сейчас, в качестве одной из мер, призванных компенсировать "выпадение" "Евросети" и других прекративших работу независимых ритейлеров, в местах активных продаж устанавливаются сервисные стойки и используются временные схемы. - Так, из-за отсутствия на таких стойках кассовых аппаратов стартовый пакет с сотней рублей на счету покупатель получает после пополнения счета любым способом - на эти сто рублей.

МТС на Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ) 2009

В будущее в МТС смотрят с оптимизмом. "Сжатие" рынка ритейла, по крайней мере, сократит оттоки - независимые сети были ориентированы операторами на переподключения действующих абонентов. В результате те, кто подключается сейчас приобретают уже даже не вторую третью, а четвертую - пятую сим-карту. Вместе с тем, Михаил Шамолин прогнозирует, что в 2009 году общий объем новых подключений будет большим, чем в 2008-м - при дальнейшем снижении ARPU.

Партнерство. Совместный продукт

Развитию сети продаж МТС призвано поспособствовать и заключенное в рамках Форума соглашение о партнерстве с ведущим производителем абонентского оборудования Nokia. Договоренности предусматривают приоритетный запуск и продажи первого мобильного компьютера Nokia N97 - самой громкой и ожидаемой новинки кризисного года. Бенефиты Nokia очевидны. Выводить на локальный рынок в середине 2009 года аппарат ценой 933 доллара США (28 990 рос. рублей) - даже если это мобильный компьютер с сенсорным дисплеем, QWERTY-клавиатурой и персонализированным экраном - задача не из легких. Здесь несомненное приемущество даже для вендора №1 в мире - партнерство с МТС. То есть с оператором с максимальной долей высокодоходных абонентов, который, к тому же, возьмет на себя часть расходов на продвижение.

Что получает от соглашения сам МТС? Всего лишь месяц эксклюзивных продаж, причем приходящийся на "мертвый сезон". - 17 июня аппарат появится во всех салонах-магазинах МТС в Москве и флагманском салоне Nokia, до конца месяца N97 станет доступен в розничной сети МТС во всех регионах РФ и в 30 магазинах Nokia в крупнейших городах России. А уже в конце июля - продавать аппарат начнут и другие ритейлеры. То есть, собственно, как ритйлер - практически ничего. - Косвенно это признают и в самой компании, по крайней мере, на вопрос о прогнозируемом объеме продаж Михаил Шамолин предпочел дать весьма уклончивый ответ. "Наш бизнес по продаже телефонов достаточно молодой, мы только его строим, мы учимся, и наша основная цель совместного бизнеса с Nokia - не продать какое-то количество устройств, а создать новый продукт, поэкспериментировать с ним."

МТС на Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ) 2009

Таким образом, МТС кроме малых бенефитов - возможности заявить в совместной кампании по продвижению N97 о своих ритейлерских амбициях, специального обучения сотрудников своих салонов-магазинов, рассчитывает получить от партнерства с Nokia в перспективе большой. А именно - "создать новый продукт... - комбинацию мобильного устройства ведущего производителя и нашего контента внутри этого устройства, и сделать так, чтобы эти устройства были настолько интересны, чтобы абоненты захотели ими пользоваться..." - МТС установит на двухгигабайтные Micro-SD-карты телефонов, продаваемых в своих точках, собственное программное обеспечение - специально созданное или локализованное для российских условий. Более 20 виджетов, ориентированных на два сегмента - бизнес-клиентов и потребительский сегмент - призванных сделать более простым, комфортным и быстрым использование контентных сервисов прежде всего самого МТС. На чем и зарабатывать.

Речь в данном случае не о краткосрочной перспективе. В связи с чем вполне закономерен ответ на вопрос о распространении партнерского соглашения на рынки других стран, где работает МТС, в частности, Беларуси. - Месяц эксклюзивных продаж погоды не сделает. И "выводить подобные продукты на другие рынки мы собираемся, но в том, что касается сроков - вопрос открыт..." Ограничителями выступают как производственные возможности, так и возможности локализации виджетов.

Дополнительные сервисы. Рост и ограничители

"По итогам первого квартала темп роста рублевых доходов МТС в сегменте голосовых услуг в связи с экономическим кризисом существенно снизился, в то время как темпы роста в сегменте неголосовых услуг, в том числе и услуг по продаже контента - увеличились. По сравнению с прошлым годом - на 22%".

Рост происходит за счет роста проникновения дополнительных услуг, то есть все больше и больше клиентов МТС начинают пользоваться этими услугами. "Сейчас, когда в мобильном устройстве можно совмещать не только мобильный телефон, но и фотоаппарат, видеотеку, аудиотеку, возможность общения в социальных сетях - это создает совершенно другой пользовательский опыт, в связи с чем мы и стараемся усилить этот тренд", - пояснил Михаил Шамолин.

Цифровые характеристики текущей ситуации этим и ограничились. В МТС лишь упомянули о десятках тысяч ежемесячно продаваемых 3G/EDGE-модеамах МТС-Коннект и о естественном, в связи с прошлогодним вводом сетей третьего поколения во многих российских регионах, росте мобильного интернет-трафика. Впрочем, еще одна названная цифра - "ноль целых ноль десятых" - предсказуемо относилась к числу пользователей услуги третьего поколения "видеозвонок". Михаил Шамолин упомянул, что непопулярность в России услуги, ради которой, собственно, и разрабатывался стандарт, была предсказуема по европейскому опыту.

МТС на Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ) 2009

Естественного внимания удостоилась, пожалуй, самая перспективная услуга - мобильные платежи. Российская ситуация здесь, сколь можно понять, мало чем отличается от белорусской - на пути перехода сервиса в категирию действующих - административные ограничители.

"Проникновение мобильной связи на уровне физических лиц достигло в России 90-95%, т.е. практически все население страны имеет мобильный телефон, и, соответственно, счет. Который ничем не отличается от счета в банке - с него можно расплачиваться за товары и услуги. Однако пока делать это не позволяет российское законодательство, хотя с точки зрения удобства и эффективности такие платежи были бы идеальным решением.

По опыту других стран - создание платежных систем происходит на основе интернет-технологий. Система связывает мобильных операторов с продавцами товаров и услуг, и соответственно, платежи могут осуществляться прямо с мобильного счета безналичным путем на счет продающей организации - либо просто пронося мобильный телефон мимо принимающего устройства, либо после выбора товаров получив SMS - "Подтверждаете ли Вы оплату такого-то количества рублей" - на которую просто остается ответить подтверждением. В принципе, банковский счет для этого не нужен, нужно просто иметь механизм идентификации абонента, и связь счета абонента с компанией, которая принимает деньги, и технология будет работать," - отметил президент МТС.

Появление же в цепочке банка удорожает транзакцию и делает ее неудобной для клиента - необходимо открывать банковский счет и заключать договор.

"По нашему опыту работы с большим количеством клиентов мы знаем, что хорошо продаются только те услуги, которые удобны для клиента.

МТС на Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ) 2009

Я уверен, что создание такой платежной системы приведет к росту количества мобильных платежей в разы. При этом мобильные операторы ассоциируются у потребителей с высокой надежностью, с мировыми рейтингами. Во мнении большинства людей они даже более надежны, чем банки. У 50 миллионов российских абонентов в среднем лежит по 10 долларов на счету, мы не платим по ним процентов, то есть 500 миллионов долларов просто лежат на счетах и их можно было бы использовать для платежей. Мы искренне надеемся, что такая возможность когда-нибудь представится - ничего кроме положительного эффекта это не принесет, сделав жизнь миллионов людей более удобной. Конечно, банки будут возражать, лишаясь своих доходов, но вопрос в том, чего именно мы хотим добиться," - подытожил Михаил Шамолин.

Представитель финансового регулятора - Центрабанка РФ - вполне ожидаемо прокомментировала - "Все-таки банковская операция с точки зрения закона должна оставаться банковской операцией и прерогативой коммерческого банка, и вопросы должны решаться во взаимодействии банков и телекоммуникационных и IT-компаний".

Глава МТС, впрочем, и здесь остается оптимистом - ситуацию, по его мнению, изменит со временем сама жизнь.

Белорусский вопрос

Белорусский МТС сегодня, как и семь лет назад остается для российской материнской компании единственным неконсолидированным активом - большому МТС, как известно, принадлежит 49-процентная доля актива, оставшиеся 51% - в собственности белорусского государства.

Августом-сентябрем прошлого года было датировано очередное предложение МТС белорусскому правительству о приобретении доли. "Ответа на наше прошлогоднее предложение пока не было, соответственно, далее не было и новых инициатив с нашей стороны", - пояснил Михаил Шамолин. "Мяч сейчас на стороне Беларуси".

Последние новости:
24.04.14 Десятилетний teXet. Китайские гаджеты с питерской адаптацией ад слувутага нашага земляка.
17.09.12 МТС продолжил экспериментировать с безлимитным интернетом
05.09.12 Velcom в посткризизной среде. Инвестиции в абонентов
28.04.12 Huawei на ТИБО-2012. Решения департамента Enterpise и новые терминалы
27.04.12 Velcom на ТИБО-2012: свежие мобильные приложения и семинар о технологии M2M
27.04.12 МТС на ТИБО. Старт фиксированного интернет-доступа и технологические новинки в партнерстве с ведущими вендорами
26.04.12 Nokia Siemens Networks на ТИБО-2012
25.04.12 Белтелеком на ТИБО-2012
25.04.12 Министр связи - о приватизации, новациях в распределении частот и сроках отключения аналогового телевещания.
20.04.12 Приобрести радиоэлектронные средства станет возможно без разрешения БелГИЭ
19.04.12 МТС предоставил своим абонентам бонусный ночной трафик

© 2003-2013 Connected.by team,, email: info@connected.by
Отличный хостинг предоставлен hoster.by

 
 
Rambler's Top100 Rating All.BY