Рекомендуемое ! bsu.name - информационные технологии в магистратуре.
2009-08-22 Мобильная Беларусь за полугодие: Внешняя среда.
После открытия собственных операционных данных всеми белорусскими операторами, настало время подвести итоги полугодия. Событий в отрасли за минувшие шесть месяцев произошло действительно много. Для начала - о внешней среде - экономических условиях и регуляторной среде, в рамках которых приходится работать игрокам белорусского мобильного рынка.
В отличие от предыдущих лет стабильного роста, рассмотрение общеэкономической ситуации следует начать с рассмотрения основных макроэкономических индикаторов - общих характеристик внешней среды.
Макроиндикаторы от Белстата. Все спокойно
Итак, наиболее значимые из индикаторы I полугодия 2009 года в белстатовской высотке по Партизанскому проспекту в Минске зафиксировали (в процентах к соответствующему периоду прошлого года) так:
ВВП: 100,3%;
Реальные денежные доходы населения: 103,5% (располагаемые доходы - за вычетом налогов и взносов - 103,4%);
Розничный товарооборот: 102,6%;
Платные услуги населению: 104,6%;
Инфляция (по индексу потребительских цен, к декабрю 2008 г.): 107,3%
Главное, пожалуй, то, что в кризисном полугодии зафиксирован
как рост ВВП, пусть даже и незначительный (при росте производства с/х продукции и падении промышленного производства) - на фоне падения индикатора в большинстве стран мира даже четыре десятых процентных пункта прироста - уже достижение,
так и даже чуть более значимый рост реальных (то есть с учетом инфляции) доходов населения. Кстати, опережавший, рост производительности труда.
В отраслевом контексте - теоретически в течение рассматриваемого периода потребители располагали средствами для потребления услуг связи. Впрочем, согласно распространенному мнению, кризисное информационное поле снижает склонность к потреблению даже при росте доходов - за рассматриваемый период белорусская статистика данный тезис в целом не подтверждает: зафиксирован рост товарооборота и объема платных услуг.
Общеизвестный факт - год начался с предопределенной внешними шоками одномоментной 20-процентной девальвации национальной валюты 1 января.
На стране с малой открытой экономикой ситуация на внешних рынках не могла не сказаться - и в результате, как и у соседей - с ростом отрицательного внешнеторгового сальдо поддержание относительной стабильности национальной валюты происходило за счет золотовалютных резервов. И дальнейшая курсовая динамика опять же была предопределена динамикой отрицательного внешеторгового сальдо, при этом регулятор (Нацбанк) продолжил поддержание курса национальной валюты за счет внешних заимствований.
За первое полугодие основные индикаторы, рассчитанные в Нацбанковском здании по проспекту Независимости (в фактически действовавших ценах в долл. США к соответствующему периоду прошлого года) показали такую динамику:
объем внешней торговли товарами и услугами: 60,9%, в т.ч. экспорт: 54,6%, импорт: 67,0%;
Сальдо внешней торговли: -3 133,6 млн. (-1718,4)
ЗВР (в национальном определении, на конец периода): 3104,8 млн. долл. -557,4 млн;
Внешний долг (сектора госуправления и органов денежно-кредитного регулирования, на 1.04): 5 296,4 (+1 269 млн.), в т.ч. краткосрочный: 344,4
Как следствие - за полугодие в целом белорусский рубль ослаб к ведущим мировым валютам практически на 30%. То есть к 20 процентным пунктам от 1 января добавилось еще 10.
В отраслевом контексте - весомым индикатором для игроков рынка как раз и выступают означенные валютные курсы. После девальвации в начале года платежеспособность операторов снизилась "по всем направлениям" - в валюте или в привязке к ее курсу оплачивались как поставки импортируемого оборудования, так и арендные платежи, использование частотного ресурса и интерконект. За полугодие по ряду направлений внутристрановых платежей зависимость от курса несколько ослабла, однако параметр по сей день продолжает оставаться критичным для отрасли.
Ведущие белорусские операторы еще в январе текущего года - буквально, через считанные дни после девальвации объявили, а в феврале провели увеличение тарифов на собственные услуги - МТС - 10-процентное, а velcom - 18-процентное. И хотя в конце февраля имела место негативная реакция со стороны белорусского Совета Министров и Минэкономики - ситуация была настолько очевидна, что в итоге было найдено компромиссное решение.
Впрочем, очевидно, что повышение тарифов по определению не могло полностью компенсировать потери. Итоги полугодия для мобильной связи характеризуются теми же тенденциям, что и для отрасли связи в целом - снижением рентабельности.
Цитируя Белстат, "чистая прибыль организаций связи за I полугодие 2009 г. составила 421,4 млрд. рублей, или на 8,9% меньше, чем за I полугодие 2008 г. Рентабельность реализованной продукции, работ, услуг организаций связи за I полугодие 2009 г. составила 35,3% против 39,1% за I полугодие 2008 г., рентабельность продаж - 23,1% против 24,1%".
И еще одна деталь - повышение сотовых тарифов в контексте инфляции. "Тарифы на услуги почтовой связи для населения в январе-июле 2009 г. по сравнению с январем-июлем 2008 г. увеличились на 12,7%, местной телефонной - на 7,1%, тарифы на услуги сотовой подвижной электросвязи - на 6,4%". При этом общий индекс потребительских цен в I полугодии 2009 г. к I полугодию 2008 г. зафиксирован более чем в два раза высоком уровне 114,6%.
Тарифы на услуги связи для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в I полугодии 2009 г. по сравнению с полугодием 2008 года увеличились на 4,7%, в то время как общий индекс цен производителей промышленной продукции зафиксирован за тот же период на том же уровне 114,6%.
Февральский выпад Совмина
Одним из главных событий полугодия в отрасли была февральская пикировка со вторым высшим должностным лицом в стране относительно повысившихся тарифов. Хотя для обоих ведущих игроков белорусского рынка действует уведомительный характер установления цен, сама корректировка тарифов была предопределена, и, в общем, была способна весьма мало повлиять на инфляцию - в конце февраля отрасль удостоилась разноса со стороны белорусского Совмина и предупреждений от Минэкономики.
В целом - все закончилось удачно. Если вспомнить хронологию событий, произошедшее было предопределено рядом объективных и субъективных факторов:
9 января и 14 января о предстоящем повышении тарифов объявили, соответственно, МТС и velcom.
15 января Президент Беларуси Александр Лукашенко принял с докладом Премьер-министра Сергея Сидорского. Согласно озвученной информации, установлены случаи увеличения цен на имеющиеся в достаточном количестве товары на 30- 60% (сотовые тарифы не упоминались).
Президент поручил Правительству держать вопрос о ценовой ситуации на потребительском рынке страны на постоянном контроле.
10 февраля во время посещения одного из белорусских предприятий Александр Лукашенко, в частности, заявил: "По результатам первого квартала я смогу сформулировать свою точку зрения по исполнению данных мною поручений. Пока я ничего не могу сказать о том, как работает Правительство....Какой будет результат - посмотрим хотя бы по результатам первого квартала".
Данное заявление было воспринято как предупреждение премьера о возможной отставке при неудовлетворительных показателях социально-экономического развития страны по итогам I квартала.
И заключительный аккорд - заседание Президиума Совмина 24 февраля по "Итогам работы экономики Беларуси в январе и ожидаемом выполнение показателей в первом квартале 2009 года". "Хотелось бы, чтобы инфляция по итогам 2009 года не превысила 9-11%. Пока задел января особого оптимизма не вселяет", - прозвучало на заседании. - В январе инфляция в Беларуси составила 4,2%. Собственно, в надежде добиться осязаемых результатов в "ценовой ситуации", премьер и присоединился далее к инициативе Министра экономики Николая Зайченко который предложил операторам сотовой связи, "повысившим в январе и феврале тарифы на свои услуги, вернуться к прежним ценам". При этом Минэкономики "направило письма операторам сотовой связи, где предлагает им пересмотреть цены на оказываемые услуги и вернуться к прежним тарифам...а в противном случае к ним будут применяться нормы антимонопольного законодательства"...Премьер также подчеркнул, что рентабельность работы сотовых операторов составляет 40% и выше, а их услуги оплачиваются в белорусских рублях.
Здесь же надо отметить, что прямо на заседании Совмина за операторов вступился профильный министр, отметив мизерное влияние сотовых тарифов на инфляцию и согласованность вопроса с Минэкономики, а также необходимость инвестиций. В результате - далее в закрытом формате был найден компромисс - МТС отложил вступление собственного решения в силу до конца знакового для премьера I квартала, velcom незначительно скорректировал отдельные тарифы для малоговорящих абонентов и тарифы для корпоративных пользователей. В результате выиграли все - и премьер, употребивший вроде бы власть и сохранивший лицо и должность, и операторы, которые-таки провели необходимую корректировку тарифов. Ну а то, что объективно изменения тарифов на инфляцию повлияют далеко не в самой значительной степени - было ясно задолго до опубликования "Белстатом" вышеупомянутых цифр.
Произошедшее можно охарактеризовать как кризисный форс-мажор, при котором все действующие лица повели себя весьма достойно. Более того - в случае продолжения девальвации и возникновения у игроков отрасли необходимости вновь корректировать тарифы - все пройдет гораздо менее болезненно. Угроза отставки Совмин вроде бы миновала, да и Минсвязи и сами операторы уже вооружены реальными цифрами влияния на ценовые индексы собственных тарифов. И механизм действий на подобный случай уже отработан.
Перманентная "любовь" Генпрокурора
В отличие от Совминовского выпада, внимание к отрасли со стороны Генеральной прокуратуры рамками рассматриваемого полугодия не ограничивается и с экономическим кризисом никак не связано.
Вообще, в связи с технической перестановкой Генерального прокурора и Председателя конституционного суда в феврале прошлого года мало кто мог предполагать, что для отрасли "беда придет откуда не ждали". Однако уже через несколько месяцев после назначения экс-председателя Конституционного суда Григория Василевича главой контрльного ведомства вылетела "первая ласточка". Первоначально, в июле 2008-го, Генеральной прокуратурой было направлено письмо Министерству связи и информатизации, в котором предложено:
потребовать от операторов сотовой связи создания системы поиска идентификационных номеров такой категории телефонов и автоматического блокирования их работы;
с 1 июля 2008 года внести в договоры, заключаемые с абонентами, разъяснения о последствиях использования мобильных телефонов с измененными идентификационными номерами, в том числе о прекращении оказания услуг.
По мнению прокуратуры, создание упомянутой системы контроля позволило бы решить как проблему хищений телефонов, так и проблему серого рынка мобильных телефонов. В результате разъяснения в абонентские договоры операторами были внесены, а вопрос о самой системе контроля за идентификационными номерами был отложен до внесения соответствующих изменений в законодательство. Из чего, в общем, следовало, что предложение ведомства, призванного следить за точным и единообразным исполнением действующего законодательства само этому законодательству не соответствовало.
Процесс подготовки изменений пошел ни шатко ни валко и продолжается по сей день. При этом специалисты отрасли, представители как регулятора, так и операторов сами приняли участие в подготовке соответствующего нормативного акта - Указа Президента "О совершенствовании государственного регулирования оборота телефонных аппаратов сотовой подвижной электросвязи", имея возможность если не скорректировать, то хотя минимизировать негативные последствия. Главная проблема - необходимость приобретения операторами программно-аппаратные комплексов EIR, расходы на которые оцениваются в 2 миллионов евро, а также усложнение процедуры подключения к сотовой сети и ее использования, - возникнет необходимость некой процедуре платной легализации телефонов.
В результате летом сего года, проект неоднозначного Указа, по крайней мере, был отправлен на доработку. Кстати не исключено, что разрабатывавшийся в Минсвязи проект - а то, что, думают представители регулятора отрасли по его поводу, высказал Начальник Управления регулирования Сергей Новиков - как раз и разрабатывался так, чтобы необходимость доработки стала очевидна.
В перспективе - если нормативный акт и будет принят, что далеко не факт, по крайней мере, остается надеяться на исключение из него одиозных норм, и на совместное несение операторами расходов на приобретение комплекса.
Впрочем, Григорий Василевич летом сего года открыл уже и "второй фронт". - Накануне Республиканского координационного совещания по борьбе с преступностью и коррупцией по вопросам земельного законодательства, 17 июня, в адрес Совмина было направлено письмо "о мерах по устранению нарушений земельного законодательства при выделении земельных участков для производственных целей операторам сотовой связи".
Как таковые, нарушения при строительстве сетей действительно допускались. Впрочем, они носили и носят перманентно-вынужденный характер. В ситуации, когда операторы длительное время ожидают решений о землеотводе, будучи при этом связанными обязательствами о сроках радиопокрытия агрогородков и о соблюдении качественных параметров обслуживания абонентов, они - лишь заложники сложившейся практики. И, понятно, что означенные нарушения были допущены операторами, по сути, с прямо противоположными коррупционным целями. А именно - выполнить возложенные государством социальные обязательства, причем выполнить себе в убыток. Впрочем, здесь же следует упомянуть и о том, что местные суды - именно за ними в таких вопросах окончательное решение - зачастую рассматривают инициированных прокуратурой подобного рода административные дела с учетом обстоятельств. То есть ограничиваются лишь предупреждениями в адрес операторов.
Репортаж БТ:
В результате "второй фронт" по масштабам и последствиям оказался не в пример меньшим, чем первый. Кроме упомянутого письма в адрес Совмина - из почти полуторачасового выступления Генерального прокурора на упомянутом совещании проблеме вполне справедливо было уделено лишь 15 секунд на 49-й минуте. Вкратце тема была упомянута еще и при общении Григория Василевича с журналистами после совещания, а затем, спустя несколько дней - "на пресс-конференции начальника отдела по надзору за дознанием и государственным пожарным надзором Генеральной прокуратуры Беларуси Салауди Магамадова. "Коль они (операторы) не выполняют условия, установленные при предварительной договоренности, им могут не предоставить участок или приказать демонтировать установленное оборудование. Такой вариант возможен в случае постройки станций без правоустанавливающих документов, в случае постройки не на согласованных участках. Я не исключаю возможности демонтажа: это зависит от владельцев земель в случае их обращения в суд, как правило, это местные распорядительные органы".
Таким образом, в отношении уже построенных объектов решения будут приниматься представителями местных распорядительных органов в зависимости от конкретной ситуации и судами. А уж достижение с ними компромисса для операторов выглядят вполне посильной задачей.
Доигрались к июню
В отличие от инициированного прокуратурой проекта президентского Указа, нормативный акт, изменивший действовавшие нормы Положения о проведении в Беларуси рекламных игр преодолел все бюрократические формальности достаточно быстро. С момента окончания рекламной игры velcom "Заведи мечту", предопределившей ужесточение законодательства, то есть с 21 декабря до 25 июня, даты подписания Указа Президента Беларуси №335 прошло всего полгода.
Вступившие в силу изменения, кстати, были комплексными, что отразилось на времени подготовки, и во многом даже упростившим организацию рекламных игр,. Однако в части изменений, относящихся к отрасли - ранее действовавшая практика жестко и однозначно пресечена.
Так, с 21 августа "запрещается проводить рекламные игры:
в виде ответов на вопросы и (или) выполнения иных заданий, не связанных с приобретением товаров (работ, услуг);
в виде электронных, компьютерных игр с использованием средств и сетей электросвязи..."
Таким образом, особо выделив критерии "электронная" и "компьютерная игра" с "использованием средств и сетей электросвязи", разработчики нормативного акта практически запретили периодически проводившиеся в течение пяти лет операторами и их партнерами SMS-викторины.
Причины ужесточения законодательства были очевидны практически всем лишь немногим спустя самого объявления рекламной игры velcom. И, собственно, вопрос оставался лишь во времени и в форме. И уж точно, последствия объявления velcom игры в том виде, в котором она проводилась, были или должны были быть ясны самим топ-менеджерам оператора еще на этапе принятия решения. Выбор между
разовым увеличением поступлений и ростом квартальных показателей
и перспективой сохранения мягкой регуляторной среды для возглавляемой компании
делался в пользу первого. Австрийские боссы оператора поступили исходя из классической логики руководителя публичной компании - временщика - "главное - рост в ближайший квартал-два, а после меня - хоть потоп". За прежним, непубличным Velcom с большой буквы времен Ида Самави подобной логики в течение девяти лет существования компании - не водилось, сейчас же остается еще и поздравить руководителя velcom с маленькой буквы Гельмута Дуза. Главный исполнительный директор "SB Telecom Ltd. по вопросам ИП "Велком" стал одним из 40 лауреатов премии "GTB's Forty under Forty 2009". "По результатам 2008 года первый GSM-оператор Беларуси укрепил свои лидерские позиции на мобильном рынке страны, что выражается в ... росте финансового показателя EBITDA на 40%". Строчка в резюме очень хорошая, в особенности, если вскоре ты собираешься уступить место руководителя компании в новых условиях ужесточившейся среды кому-то другому.
* * *
И в заключение - еще об одном параметре регуляторной среды. В течение полугодия ситуация с конкурсом на использование полос радиочастот 1920-1980/2110-2170 МГц радиоэлектронными средствами сотовой подвижной электросвязи третьего поколения с учетом выполнения мероприятий по конверсии была законсервирована. Еще в 2008-м Минсвязи было поручено до 1 сентября 2009 года провести конкурс на использование данных частот (ранее планировалось, что конкурс пройдет до 1 декабря 2008 года). В месячный срок после окончания конкурса Минсвязи необходимо представить в комиссию отчет о его проведении для выделения победителю (или победителям) соответствующей полосы радиочастот.
Новости начали поступать уже в июле-августе, однако окончательное прояснение ситуации ожидается в сентябре.
* * *
Итак, главный итог кризисного полугодия - экономические условия ухудшились, однако критичного ухудшения не произошло. Более того, операторы в целом смогли адаптироваться к изменившейся экономическим ситуации и, главное, отработали механизм взаимодействия с государством на случай возможной дальнейшей девальвации белорусского рубля. Влияние субъективного фактора - повышенного внимания к отрасли со стороны Генерального прокурора страны - пока незначительно, и в целом, нивелируется. Действия австрийских топ-менеджеров velcom вызвали, в целом, обоснованное, ужесточение регуляторной среды в сфере VAS - запрещены рекламные игры в виде электронных, компьютерных игр с использованием средств и сетей электросвязи..."