Рекомендуемое ! bsu.name - информационные технологии в магистратуре.
2009-12-11 Озджан Эрмиш (life:)): Сейчас мы совершаем около десяти тысяч подключений в день
11 декабря в новостной ленте TUT.by опубликовано очередное интервью главы life:) Озджана Эрмиша (сама беседа имела место накануне - 10 декабря). Генеральный директор самого молодого белорусского оператора рассказал о некоторых достигнутых результатах и поделился планами.
Абонентская база, операционные результаты
Год назад life:) заявлял об амбициозных планах увеличения абонентской базы до миллиона абонентов. Как идет процесс привлечения новых абонентов?
Мы работаем в этом направлении и приближаемся к поставленной цели: в настоящее время наша клиентская база составляет 850 тысяч абонентов. Декабрь – достаточно активный месяц. Сейчас мы совершаем около десяти тысяч подключений в день, так что можно с уверенностью говорить о том, что к концу месяца мы достигнем заявленной цифры в один миллион клиентов.
Основой успеха нашей компании стала активная позиция на рынке. Клиенты life:) разговаривают примерно в два раза больше, чем абоненты других операторов, и стоимость их разговоров примерно вдвое дешевле, чем в других сетях.
При вхождении на рынок мы назначили минимальные цены (минимальную сумму пополнения счета на ТП "Свободный life:)) для того, чтобы создать сообщество life:), а сейчас мы приняли бизнес-решение немного ее увеличить. Это нормальная практика при вхождении на рынок, при которой цены на обслуживание могут пересматриваться. Компания life:) довольна своей бизнес-моделью и своими доходами, и я могу точно сказать, что в течение 2010 года тарифы пересматриваться не будут.
Новогоднее предложение life:) - бесплатные звонки в 2010 году во все сети за 29 тысяч рублей. Много ли абонентов воспользовались этим предложением?
Сейчас мы подключаем 300-400 абонентов на эту услугу, что свидетельствует о ее популярности. Пока это новогоднее предложение, но если она будет популярна и будет отвечать нашей бизнес-модели, то, возможно, она останется постоянной. Я думаю, к концу года на эту услугу мы подключим 15-16 тысяч человек.
Кроме того, в следующем году мы планируем провести кампанию, связанную с мобильными телефонами второго-третьего поколения, и кампанию, связанную с интернетом, о которой вы узнаете в течение ближайших десяти дней. Это будет очень агрессивная акция, поэтому Рождество обещает быть насыщенным и живым. :). Это будет позитивная и широкомасштабная акция, поэтому в новогоднюю ночь все будут говорить о life:). Кроме того, мы готовим подарки не только для нынешних наших клиентов, но и для будущих.
Какое количество абонентов из 850 тысяч пользуются 3G? Сколько новых базовых станций вы поставили с момента запуска?
В настоящий момент на услугу 3G подписано около ста тысяч абонентов. В январе мы планируем установить 500 базовых станций 3G, а к концу года увеличить их число до 850. К концу следующего года мы планируем увеличить количество подписчиков на услуги life:) до двух миллионов, число абонентов услуги 3G увеличится до трехсот тысяч. Это базовое количество абонентов, к которому мы стремимся, но надеемся, что оно будет намного больше.
Когда вы рассчитываете окупить инвестиции, и компания life:) начнет приносить хотя бы операционную прибыль?
Несмотря на кризис и то, что иностранная валюта выросла в стоимости на 30-40%, компании life:) удалось снизить операционные расходы примерно на 30%. Это позволяет сохранять стабильные цены на услуги и, несмотря на достаточно непростую экономическую ситуацию, реализовывать планы, которые были поставлены нам на год.
Возврат инвестиций у GSM-операторов по международным стандартам происходит через пять-семь лет. По оптимальному сценарию, возможно, нам удастся вернуть инвестиции через пять лет. При таком активном росте числа абонентов, которые довольны качеством наших услуг, даже самый бесталанный менеджер не мог бы повергнуть компанию в убытки.
Конкурентная среда
В будущем году будет нарастать конкуренция среди провайдеров услуг 3G. Компания velcom заявила, что станет первой в 3G, намекая на то, что life:) не предоставляет качественные сервисы.
Конечно, компания velcom может стать провайдером качественных услуг 3G, и давайте посмотрим, что получится. Нам нужна конкуренция на рынке 3G, и мы ее не боимся.
Сейчас мы предоставляем скорость от трех до шести мегабит в секунду, а минимальная скорость 3G в сети life:) – один мегабит в секунду, что в десять раз больше, чем предлагает компания velcom на Edge.
Давайте подождем, когда velcom запустит 3G, и тогда сравним и покрытие, и услуги, и качество. Мы стремимся к тому, чтобы сообщество life:) было довольно услугами, и при невысокой стоимости предоставляем наилучшее качество и скорость.
Во время пресс-конференций компания velcom часто говорит о других операторах. Но, на мой взгляд, если компания хочет стать качественной и престижной, лучше, наверное, говорить о себе, о своих ценах и своих услугах. Возможно, компании нужно снизить стоимость своих услуг как минимум вдвое и перестать зарабатывать большие деньги на людях, стремиться не только к престижу и качеству, но и к обществу.
Что принципиально изменится в работе компании life:) с момента запуска 3G у velcom?
В нашей работе принципиально ничего не изменится. У life:) есть своя программа, своя стратегия, и мы не оглядываемся на конкурентов. Мне никогда не было интересно, что делает velcom, МТС или другие наши конкуренты. Мы составляем свои планы на основе желаний и потребностей клиентов. У нас работают три тысячи продавцов, с которыми мы постоянно общаемся, и они доносят до нас информацию о клиентах и их пожеланиях. Мы проводим до двух тысяч интервью с клиентами в месяц для того, чтобы узнать их проблемы и нужды, и, основываясь на этом, улучшаем качество своих услуг. У нас есть свои планы, которым мы следуем, и не оглядываемся на конкурентов.
Нашей целью стоит покрытие 3G-сетью всей страны для того, чтобы люди, у которых нет доступа к широкополосному интернету, могли вместо него пользоваться мобильным интернетом. Помимо предоставления 3G-интернета населению Беларуси, мы будем оказывать помощь в обучении пользования этим интернетом и консультировать желающих.
Кроме того, мы начали проводить акции в супермаркетах: при совершении покупки люди получают карточку life:) на 60 минут, по которой можно бесплатно звонить каждый месяц в течение полугода. По статистике, почти половина абонентов, получивших такую карточку, пополняют счета. Люди оценивают качество услуг, пользуются интернетом, звонят в разные сети, и решают вносить деньги на счет. Я всегда говорил, что белорусы – очень открытые и душевные люди, которые любят общаться. Надо просто дать им возможность хотя бы попробовать общаться с помощью life:). Не нужно никого заставлять, не нужно никому ничего доказывать, просто нужно дать им возможность, и они этой возможностью воспользуются.
Ваши конкуренты предложили достаточно интересные акции для корпоративных абонентов. Планирует ли life:) реагировать на такую ситуацию?
Для корпоративных клиентов очень важно покрытие в здании, чтобы был качественный сигнал и хорошая связь. Сейчас мы ведем переговоры с нашим поставщиком – компанией Huawei, которая обещает в ближайшее время поставить нам микроантенны для использования внутри зданий. Мы планируем установить их в начале следующего года и тогда будем уверены в качестве сигнала внутри зданий.
Сейчас мы работаем с корпоративными клиентами, но, скорее, на низовом уровне. Пока на рынок корпоративных клиентов мы агрессивно не выходили, не делали серьезных заявлений, но сделаем это в ближайшем будущем, скорее всего, в марте. А тем корпоративным клиентам, которые хотят к нам обратиться, мы говорим: "Добро пожаловать!".
Изменится ли система мотивации для представителей компаний-дилеров в лучшую сторону?
Сейчас в эксклюзивных точках life:) продаются карточки с тарифом "Супер life:)" и модемы. Через некоторое время их смогут продавать и дилеры, что, естественно, увеличит их доходы. Но необходимо сделать так, чтобы они были уверены в том, что модем сможет работать с компьютером клиента, и это требует определенной проработки.
Когда мы начнем работать с корпоративным рынком, с ним через какое-то время смогут работать и дилеры, и таким образом они будут получать очень высокие премии. Кроме того, мы предусматриваем премии дилерам за хорошую работу с клиентами, за скорость их обслуживания и качество решения их проблем. Работа дилеров будет оцениваться по пяти-шести критериям, и, таким образом, дилеры будут мотивированы на то, чтобы более ответственно и качественно работать с клиентами.
Перспективы
Какие изменения произойдут на рынке мобильной связи в следующем году? Какую политику будет проводить life:) в свете этих изменений?
Основным видом деятельности GSM-операторов до 2010 года было предоставление голосовых и текстовых услуг. В будущем году большую популярность приобретут услуги, связанные с мобильным интернет-доступом. С помощью мобильного устройства можно будет пользоваться чатом, блогом, твиттером, поисковиками, социальными сетями, то есть всеми теми услугами, которыми чаще всего пользуются люди в интернете. Поэтому наша основная стратегия на будущий год – это научить людей пользоваться интернетом при помощи мобильных устройств.
В настоящее время примерно сто тысяч человек пользуется интернетом при помощи мобильных устройств, поэтому мы будем стимулировать их к приобретению наших пакетов доступа и учить пользоваться интернетом с мобильного устройства.