Рекомендуемое ! bsu.name - информационные технологии в магистратуре.
2010-02-24 Velcom в IV квартале: нос вытащили - хвост увяз
24 февраля первый контролирующая velcom австрийская Telekom Austria Group опубликовала финансовые и операционные результаты IV квартала прошедшего года. Информация о значительном, по меркам рынка, росте абонентской базы была опубликована еще в январе, так что интерес представляли прежде всего финансовые показатели.
Абоненты
Ранее уже предававшиеся огласке цифры по итогам IV квартала таковы:
Абонентская база - 4,102 млн. записей (+121 тыс. за квартал и +404,5 тыс. за 2009 год)
Из них - контрактных абонентов 3,109 (+88,8 тыс. за квартал и +231,8 тыс. за 2009 год)
Из них - pre-paid абонентов 993,3 тыс. (+32,3 тыс. за квартал и +172,7 тыс. за 2009 год)
Доля рынка 42.7%,(-0,8 п.п. за квартал и -2,1 п.п. за 2009 год)
Несмотря на снижение рыночной доли, результаты года, с точки зрения динамики изменения абонентской базы, для velcom итоги года оказались в целом весьма неплохими. Понятно, что на переопределение "рыночного пирога" повлиял начавший полноценную конкуренцию агрессивный life:), практически с нулевой отметки подключившего в 2009-м запланированный миллион абонентов. На таком фоне с четырьмястами тысяч прироста рыночная доля velcom неизбежно должна была снизиться.
Интересна сегментация прироста первого GSM-оператора. - Изначально в качестве инструмента конкуренции с "агрессором" предполагался прежде всего pre-paid бренд ПРИВЕТ. Однако прирост числа ПРИВЕТ'чиков был большим прироста контрактных пользователей разве что с началом активной конкуренции - в I квартале. Уже со второй четверти года база оператора увеличивалась в основном за счет "тяжелых" пользователей контрактных тарифов. - Эта же тенденция сохранилась вплоть до IV квартала (88,8 тыс. против 32,3 тыс.), и, соответственно, зафиксирована и по итогам года в целом (231,8 тыс. против 172,7 тыс.). В результате к концу года число пользователей ПРИВЕТ в абонентской базе velcom так и не достигло ожидавшегося едва ли не со второго квартала миллиона, хотя и приблизилось к нему "на расстояние вытянутой руки".
Таким образом, по итогам года отдельно взятое число абонентов "легкого" бренда первого оператора впервые стало меньшим, чем число пользователей life:) - а еще пару кварталов назад именно на "эффект сети" в числе прочего возлагались надежды в противопоставлении ПРИВЕТа агрессивному сотовому дискаунтеру. Этот бой для ПРИВЕТ окончательно проигран, что, в общем, было во многом предсказуемо:
С одной стороны - абсолютно при любом развитии событий life:) подключил бы запланированный миллион абонентов, - сколь бы привлекательные условия не предлагали конкурирующие операторы - в ответ "оператор с улыбкой" в любом случае предложил бы больше. Таким образом, единственной неизвестной величиной в любом случае оставался лишь ARPU миллиона life:) и ARPU тех, кто решился бы с ним конкурировать.
С другой - инструментом для успешной конкуренции с сотовым дискаунтером второй бренд первого оператора действительно стать бы мог. Однако для этого требовались совершенно иные действия, нежели те, что были предприняты маркетологами черно-желтых. Доводилось даже слышать мнение, что первым из необходимых условий успешной конкуренции ПРИВЕТа с life:) должна было бы стать формирование отдельной маркетинговой команды "под второй бренд" ("маркетолог velcom" и "маркетолог ПРИВЕТ" по сути - антиподы) и "обособление" бренда (даже большее, чем достигнутое московским Мегафоном для бренда "Просто для общения").
Впрочем, история не любит сослагательного наклонения.
Таким образом, в конце года маркетинг velcom, наконец, предпочел сосредоточился на том, что умеет делать лучше. В результате - в условиях неудач pre-paid-бренда 60% четыресоттысячыного годового прироста базы достигнуты за счет "тяжелых" контрактных абонентов. Причем в четвертом квартале доля контрактников в приросте была уже и вовсе 75%. И хотя рождественские акционные предложения делалась подключавшимся на обе группы тарифов - продвижение контрактного "Салюта минут" было, вполне обоснованно, гораздо более интенсивным.
Финансовые показатели
Объявленные показатели velcom по итогам IV квартала таковы:
ARPU: 5.5 евро (-0,7 евро за квартал, -2,7 евро за год );
ARPU контрактных абонентов: 6,7 евро (-0,6 евро за квартал, -2,8 евро за год );
ARPU абонентов ПРИВЕТ: 2,1 евро (-0,4 евро за квартал, -2,7 евро за год );
MOU: 156,4 мин. (-2,1 мин. за квартал, + 3,2 мин за год);
Выручка от продаж услуг: 74,8млн. евро (-2,3млн. евро за квартал, -17,5 млн. евро за год);
EBITDA: 38,4млн. евро (+2,4млн. евро за квартал, -6,8 млн. евро за год);
Операционная прибыль: 20,4млн. евро (-2,5 млн. евро за год);
Даже поверхностный анализ - объяснение снижения ARPU -
по отношению к результатам предыдущего квартала - динамикой валютного курса и сезонной составляющей (на четвертый квартал приходятся традиционные рождественские акционные предложения, в то время на результатах третьего квартала сказывается влияние роуминговых поступлений);
- в целом отражает причины снижения финансовых поступлений.
Действительно, IV квартал был кварталом максимального курса евро, "падение" европейской валюты которое сейчас "у всех на слуху" началось уже в январе-феврале. Впрочем, в 8-процетном снижении "общего" ARPU velcom к предыдущему кварталу влияние курсовой динамики минимально - средний курс евро за IV квартал укрепился всего на 1% - все остальное - сезонность. Однако за год евро укрепился к рублю на "целых" 44%. Таким образом, "всего" 33-процентное снижение ARPU означает рост как самого ARPU, так и, понятно, валовой выручки в рублях даже по отношению к упомянутому акционному кварталу 2008-го года. Естественно, этот факт не замедлила отметить в своем комментарии и сама компания:
- Работая в сложных экономических условиях, velcom в 2009 году смог увеличить выручку на 20% и показатель EBITDA на 21%. Такие весомые результаты позволяют нам увеличить вложения в устойчивое развитие компании на 34,4%. Несмотря на то, что инвестиционные показатели в евро по итогам года несколько ниже показателей 2008, объем инвестиций velcom остался стабильным, - прокомментировал результаты года Гельмут Дуз, Главный исполнительный директор SB Telecom Ltd. по вопросам ИП "Велком".
Конечно, рост выручки даже рублевой - несомненное достижение компании.
Однако
во-первых, достигнут он был, в условиях 18-процентногоповышения тарифов в I квартале и 11-процентного прироста абонентской базы;
а во-вторых, босс velcom предпочел преувеличить достигнутые успехи - объявленная выручка в 1,16957 трлн. белорусских рублей при выручке 2008 года в 0,99 трлн. означают не упомянутый 20-процентный, а лишь 18-процентный прирост. 13-процентный показатель инфляции несколько нивелирует и это достижение. Кстати, не совсем понятен и посыл г-на Дуза о том, что "инвестиционные показатели в евро по итогам года несколько ниже показателей 2008" - согласно данным Telecom Austria Group показатель Total capital expenditures (капитальные затраты) за 2009 год составил 65,6 млн. евро против 65,1 млн. годом ранее.
Что до сегментации выручки - вновь надо помянуть недобрым словом ПРИВЕТ. ARPU pre-paid пользователей "просел" в IV квартале в процентном отношении гораздо больше, нежели ARPU контрактников. Более того, судя по косвенной информации со своего почти миллиона ПРИВЕТ'чиков первый белорусский GSM-оператор еще и собирает меньше выручки, чем с обладателей своих аналогичных продуктов life:). Так, ARPU ПРИВЕТ в III квартале фиксировался на уровне 2,5 евро, а в IV-м - 2,1 евро, что составляло, соответственно, 3,6 и 3,1 доллара США. В то время как уже к октябрю life:) смог добиться уже пятидолларовой выручки с абонента.
Таким образом, рост абонентской базы velcom в IV квартале произошел главным образом, с началом рождественских акций и за счет снижения ARPU и выручки. Не изменившийся, как по отношению как по отношению к предыдущему кварталу, так и по отношению к аналогичному периоду прошлого года, MOU свидетельствует о снижении стоимости минуты разговора (APPM) в сети.