Рекомендуемое ! bsu.name - информационные технологии в магистратуре.
2010-05-13 Velcom в I квартале: Контрактный рост с ПРИВЕТливым оттоком
12 мая опубликованы финансовые и операционные результаты за I квартал старейшего белорусского GSM-оператора velcom. Как и ожидалось, прирост абонентской базы в начале года - несопоставим с результатом life:) - +14 тысяч против +200 тысяч у конкурента. Впрочем, относительно данного показателя - при всей его скромности - менеджеры velcom могут поставить себе в заслугу минимум два аспекта. Третий квартал подряд прирост velcom в три (!!!) раза превышает прирост МТС. И этот прирост продолжает достигаться за счет "тяжелых" контрактных абонентов.
Абонентская база. Частичное замещение
Опубликованные результаты первого квартала 2010 года таковы:
Абонентская база - 4,116 млн. записей (+13,9 тыс. или +0,3%. за квартал)
Из них - контрактных абонентов 3,128 (+18,9 тыс. или +0,6%. за квартал)
Из них - pre-paid абонентов 988,3 тыс. (-5 тыс. или -0,5 % за квартал)
Доля рынка 41.2%,(-1,5 п.п. за квартал)
Итак, третий квартал подряд прирост абонентской базы velcom в три раза превышает прирост крупнейшего белорусского оператора МТС. Конечно, абсолютное первенство по приросту абонентской базы сейчас принадлежит естественно life:) - в абонентской базе самого молодого белорусского оператора в начале года добавилось несколько сотен тысяч новых записей против 14 тыс. у velcom и 5 тыс. у МТС. Интересно, что по расчетам аналитиков Telekom Austria число пользователей life:) увеличилось вообще более чем на триста тысяч (альтернативная оценка – "всего" 200 тысяч.). - Зафиксировав такие результаты в период чисток баз двух гигантов, оператор с улыбкой сразу на несколько процентов увеличил свою рыночную долю.
Оттоки в первом квартале – исключение акционных абонентов прошлых периодов – у обоих больших операторов были предсказуемы, и по большому счету, вопрос был в том, насколько подключения в начале года были способны их скомпенсировать. Как оказалось – способны, более того, у velcom еще и произошло замещение (хотя и совсем незначительное) в абонентской базе "легких" и нелояльных абонентов тарифа ПРИВЕТ "тяжелыми" и лояльными контрактными пользователями. В результате в абонентской базе ПРИВЕТ"чиков впервые за много кварталов зафиксирован отток, - и обещанное еще год назад подключение миллионного pre-paid абонента оператора отложено – и даже не совсем понятно - насколько.
Вообще говоря, с 17 марта, то есть с конца I квартала "Велком" оказался в уникальной на рынке ситуации – с выводом на рынок услуг третьего поколения, и соответственно, бренда 3G velcom, ему приходится работать не как другим – на два, а на целых три главных фронта. Одновременно продвигая услуги передачи данных (3G velcom), голосовой контрактный (velcom) и голосовой pre-paid (ПРИВЕТ). Аутсайдер в этой тройке совершенно очевиден, посему весьма вероятны и дальнейшие чистые оттоки из pre-paid-базы оператора. Конечно, оператор и в прошлом году располагал соглашением с DIALLOG по продвижению услуг стандарта EV-DO, но этот бренд так и остался для оператора "чужим". - Даже несмотря на подключение большего, чем у самого DIALLOG числа пользователей услуг.
Зимние драйверы
Традиционными драйверами роста базы velcom в начале I квартала были продолжавшие свое действие в январе Новогодние предложения. Прежде всего – активно продвигавшийся тариф из середины линейки "Салют минут", предлагаемый совершающим вызовы во все сети. – В декабре было объявлено о его акционном характере (подключения - до 31 января), но в феврале предложение стало бессрочным. Кроме того, для новых ПРИВЕТ'чиков с 7 декабря 2009 года по 31 января 2010 года подключение ( а далее – в течение всего 2010 года - и последующее пополнение счета на 10 тыс. руб.) сопровождалось бонусными 60-ю внутрисетевыми минутами и 60-ю SMS во все сети. Вынужденный освобождать базу от потерявших с окончанием бонусного периода предыдущих акций интерес к его услугам pre-paid абонентов, оператор, по крайней мере, позаботился, чтобы новая партия задержалась в списках хотя бы на год. Значимым фактором стали льготные условия приобретения оборудования – в этом ряду особо выделилось специальное предложение от 7 декабря 2009 года (длившееся по 31 января 2010 года) - телефон ZTE A316G с дополнительным соглашением за 29 000 рублей. То есть на 20 тысяч меньше, чем предложил life:).
Ввод 4 декабря новых, паритетных с появившимися у life:) 2 ноября (с запуском сети 3G), тарифов на услуги передачи данных при технологическом отставании velcom от турецко-белорусского оператора зимой драйвером роста не был. Но и, будучи дополнен PR-кампанией с анонсом скорого технологического паритета, оттоки собственной базы предотвратил. В базе velcom по данным на середину марта, то есть в отсутствие 3G-сети, было зарегистрировано 430 тысяч пользователей 3G терминалов и 500 тысяч активных пользователей услуг передачи данных, в то время как у life:), при наличии такой сети число пользователей услуг передачи данных третьего поколения едва достигло 200 тысяч.
9 февраля, за месяц и 10 дней до запуска бренда 3G-velcom оператор объявил о двух новых "тяжелых" тарифных планах "Smart 1" и "Smart 2" с "расчетливоподобным" бонусом в виде включенных в обязательный платеж минут вызовов во все сети, а также о старте акции "Смартфоны в рассрочку на специальных условиях". Кроме основной роли – тарифов для потребления услуг передачи данных с использованием мобильного терминала, новые предложения были призваны конкурировать с годичной давности линейкой "Расчетливый" от МТС. Тем не менее, явное отличие и "Smart ов" от конкурентов - меньшее количество бонусных минут при большем объеме бонусного интернет-трафика и опции "Любимый номер". Акционных предложений для ПРИВЕТ'чиков не было вообще, таким образом, второй месяц квартала был периодом минимального прироста базы оператора. Но по крайней мере –качественного прироста – ARPU обладателей тарифов Smart значительно выше среднего в сети.
В результате, в январе velcom благодаря действию прошлогодних новогодних предложений удалось снивелировать значительный отток исключенных из базы прошлогодних акционных сим-карт. Большая часть исключенных из базы относилась к сегменту низкодоходных pre-paid-пользователей и в отсутствие нетто-прироста даже произошло некоторое замещение абонентов pre-paid контрактными абонентами. Потенциальная аудитория веденных в феврале тарифов Smart в отсутствие (хотя и в преддверие) старта сети 3G была незначительной.
Под брендом 3G velcom
В начале марта в голосовом сегменте velcom попробовал стимулировать подключения на прошлогодний тариф начала контрактной линейки "Лето зовет", проведя рекламную игру "Требуй лето!" (для подключившихся с 1 марта по 15 апреля), а затем предложил еще и новую "парную" акцию для ПРИВЕТчиков (подключившихся с 10 марта по 30 апреля). Впрочем, как сам характер акции для pre-paid сегмента, так и ее продвижение по совсем остаточному принципу – явно говорили о самом низком приоритете бренда в пополнившемся с 17 марта арсенале оператора. Новых пользователей ПРИВЕТ, даже в совокупности с новыми пользователями "Летнего тарифа" было едва ли многим больше новых подключившихся на тяжелые Smart'ы.
Итак, в марте у velcom, наконец, появился ожидавшийся новый драйвер роста базы – в Минске и Гомеле была запущена сеть стандарта 3G|3G+, объявлены новые тарифы и условия приобретения субсидируемых и условно-бесплатных модемов. Хотя оператор и столкнулся с беспрецедентной блокирующей кампанией конкурирующего life:) – за две последние недели квартала база пополнилась несколькими тысяч новых тяжелых пользователей услуг передачи данных. Сработали как привлекательные тарифы - маркетологи velcom сделали их лучшими на рынке в нескольких сегментах, так и условия субсидирования 3G-модемов - минимальный входной порог. И уж конечно, несколько повысился объем переданных данных и выручка с действующих пользователей соответствующих сервисов.
В результате главными драйверами незначительного роста базы в марте стали тариф "Лето зовет" и услуги мобильной передачи данных третьего поколения. В условиях, когда оператор вынужден заниматься одновременно продвижением трех брендов, наименьшую поддержку обоснованно получил pre-paid бренд ПРИВЕТ.
Финансовые показатели
Объявленные показатели velcom по итогам I квартала таковы:
ARPU: 5.5 евро (без изменений за квартал, -0,7 евро за год);
ARPU контрактных абонентов: 6,6 евро (-0,1 евро за квартал, -0,6 евро за год );
ARPU абонентов ПРИВЕТ: 2,1 евро (без изменений за квартал, -0,6 евро за год );
MOU: 149,4 мин. (-7,1 мин. за квартал, +4,2 мин за год);
Выручка от продаж услуг: 73,5 млн. евро (-1,3 млн. евро за квартал, +0,7 млн. евро за год);
Прочие операционные поступления: 1,2 млн. евро (-1,4 млн. евро за квартал, -0,6 млн. евро за год);
EBITDA: 34,8 млн. евро (-3,6 млн. евро за квартал, -1,9 млн. евро за год);
Операционная прибыль: 16,4 млн. евро (-4 млн. евро за квартал, -1,8 млн. евро за год);
Капитальные затраты: 12,7 млн. евро (-32,7 млн. евро за квартал, +6,6 млн. евро за год).
Практически по всем показателям имела место незначительная отрицательная динамика по отношению к предыдущему кварталу, и, незначительная положительная – по отношению к аналогичному периоду прошлого года. И это – несмотря на наличие некоторых предпосылок к росту по отношению к IV кварталу 2009-го.
Конечно же, фактор, который у всех на слуху – снижение курса евро – был, что называется, "в помощь менеджменту" velcom и должен был оказать влияние на показатели. Однако в результате это влияние оказалось значительно меньшим, нежели можно было бы предположить под влиянием информационного бэкграунда "падающего евро". Фактически средний курс европейской валюты к белорусскому рублю в I квартале сего года снизился относительно зафиксированного в IV квартале лишь на 1,6%, а за год (то есть в сравнении с постдевальвационным I кварталом) - вырос на 11,4%.
Отмеченное выше замещение низкодоходных (и, повторимся, низколояльных) pre-paid абонентов более "тяжелыми" контрактниками опять же имело место в совсем незначительном объеме и опять же не могло оказать существенного влияния - как на валовые показатели, так и на ARPU.
Как следует из данных, 2%-ное снижение выручки (по отношению к IV кварталу) произошло, в основном "по вине" контрактных абонентов (именно их ARPU упал на 10 евроцентов или 1,5%, в отличие от стабильного ARPU pre-paid пользователей) и именно их вклад в снизившийся объем потребления (на 7,1 мин. или на 5%) – был определяющим. В целом, данный фактор скорее относим к разряду сезонных.
Что касается годового сопоставления – выручка в евро даже незначительно выросла, однако этот рост сопровождался снижением ARPU. На фоне динамики курса евро - за год+11,4% - результаты очень неплохие:
естественно, следует учесть то, что компенсационное повышение тарифов работало в начале прошлого года лишь полквартала (повышение произошло с 15 февраля), так что с апреля по июнь соотношения показателей для одного абонента были бы еще худшими. Однако во II квартале на повышение ARPU оператора в полной мере должен сработать уже и бренд 3G velcom;
а вот рост валовой выручки в евро (пусть и на 0,2%) – конечно, за счет роста за год абонентской базы на 9,4% (контрактников стало больше только на 7,9%, а абонентов pre-paid – на 14,3%), но при этом - и некоторого роста объема потребления (на 4,2 минуты) – дорогого стоит. Рублевая выручка в условиях девальвации демонстрирует совсем привлекательную динамику.
Естественно, этот фактор и был особо отмечен в распространенном комментарии компании итогов квартала. Согласно данным velcom, рублевая выручка за квартал составила 296,1 млрд. белорусских рублей, EBITDA – 140,2 млрд.
– Первый квартал 2010 года был очень насыщенным на события для компании velcom. Мы не только первыми в Беларуси за рекордно короткий срок успешно запустили технологию HSPA+ на всех базовых станциях сети 3G, но также достигли значительного прироста выручки на 12.5% по сравнению с первым кварталом 2009 года, – отметил Главный исполнительный директор SB Telecom Ltd. по вопросам ИП «Велком» Гельмут Дуз.
Впрочем, расчетный темп роста по отношению к ранее объявлявшемуся по итогам первого квартала прошлого года показателю рублевой выручки (269,9 млрд. руб.) – несколько меньший. Всего 9,7% (для EBITDA – и вовсе 5,5%). Однако в компании, сколь можно понять, постфактум изменили методику учета прошлогодней выручки. Интересен в приведенной цитате и приписанный г-ну Дузу посыл о "насыщенном событиями" I квартале 2010 года – в части того, что velcom "первыми в Беларуси за рекордно короткий срок успешно запустили технологию HSPA+ на всех базовых станциях сети 3G". Общеизвестно, что на конец "насыщенного событиями" квартала технология HSPA+ работала лишь на нескольких из почти двух сотен базовых станций velcom, и была запущена "на всех" лишь к середине II квартала.
Тем не менее, в целом с финансовой точки зрения итоги квартала для velcom вполне благоприятны, а прогноз на II квартал – в том числе как следствие запуска технологии 3G - позитивный.
* * *
Анализ основан на публикуемых белорусскими операторами сотовой связи и контролирующими их компаниями данных. Реальная динамика показателей может быть существенно иной из-за неполноты информации.