2011-12-02 LTE от Yota в Беларуси. Экономный старт нишевого оператора
1 декабря Беларусь официально присоединилась к наиболее подвинутым странам мира, в которых эксплуатируется сеть 4-го поколения (4G) стандарта LTE. По белорусской же традиции эксплуатацию сети начнет не тот, кто ранее проводил тестирование стандарта, а новая компания, в данном случае, Иностранное предприятие "Йота Бел" (бренд Yota). И хотя в самой компании декабрьский старт обозначили как тестирование - трафик до 1 февраля - бесплатный, входной барьер - лишь необходимость приобретения модема за 1,28 млн. руб. - произошедшее вполне можно считать стартом эксплуатации стандарта в стране. Радиопокрытие есть в части районов Минска (где работает 29 БС стандарта) и Гродно (9 базовых станций).
Экономия на входе
Вообще говоря, всей истории LTE от "Йота Бел" в Беларуси – от получения частот, с которым, собственно, и связано первое публичное упоминание бренда Yota в Беларуси (ИП зарегистрировано в октябре 2008 года, в октябре получена лицензия Минсвязи) в нашей стране 19 августа 2009 года до теперешнего старта прошла под знаком экономии на издержках и было окутана завесой таинственности и изменений. При этом изменения, казалось бы, делавшиеся под влиянием форс-мажорных обстоятельств – происходили в нужном для компании направлении.
Из каких именно соображений белорусская ГКРЧ предоставила оператору частоты в соответствующем объеме буквально накануне ввода платы за выделение этих самых частот с 1 октября 2009 года – можно только догадываться. Прошла девальвация, продолжалась первая волна кризиса. Понятно, что столь щедрый шаг со стороны государства должен бы был сопровождаться, по крайней мере, гарантиями некого объема постоянно необходимых стране инвестиций. Однако "цена вопроса" здесь тем более интересна, что в конце года за выделение полосы в 5 МГц в 3G-диапазоне velcom и МТС были выставлены счета в 9 млн. евро. Yota же получила свою полосу в 30 МГц (!) за полтора месяца до формального ввода оплаты за выделение частот.
Более того, первоначально частотные пары новый игрок рынка получил в диапазоне, вообще исключавшем запуск LTE в полном объеме каким-либо иным белорусским оператором – таким образом, в придачу к бесплатным частотам Yota еще и становился монополистом 4-го поколения. Впрочем, в первой версии решения ГКРЧ о выделении 30 МГц оговаривался запуск сети WiMAX.
Лишь несколько позже, с подключением к вопросу Минсвязи, вдруг "обнаружившего", что конкурс на развертывание сети стандарта LTE проводить в общем-то не с чем, оператор-таки согласился на обмен частот, перестав быть потенциальным монополистом. Однако в некоторой степени предсказуемое изменение произошло и со стандартом – развернув и даже протестировав летом 2010 года сеть WiMAX в Гродно, оператор в итоге демонтировал оборудование от Samsung и развернул новое, уже стандарта LTE от Huawei. Произошло это на фоне тестирования LTE в начале 2011 года life:), а далее МТС и velcom, а затем - несостоявшегося из-за отсутствия интереса тендера на выделение LTE-частот. Интерес, очевидно, отсутствовал именно из-за объема оплаты выделения частот.
В сухом остатке 1 декабря Yota вышла на белорусский рынок мобильной передачи данных 4-го поколения с издержками лишь в несколько миллионов долларов, причем практически все издержки - это инвестиции в оборудование. То есть практически без расходов собственно "за вход", которые несли все прочие. Да, смена стандарта с WiMAX на LTE по ходу пьесы должна была бы потребовать неких дополнительных расходов. Однако их, с учетом ряда факторов, вполне можно быть минимизировать до совсем незначительных объемов. Да, "оператор с нуля" – без клиентской базы и каналов продвижения - по определению в гораздо худшем, чем большая тройка, положении. Однако объем предоставленных преференций представляется превышающем имеющееся отставание, и весьма значительно. Да, экономическая ситуация в Беларуси в последнее время не самая благоприятная для выхода на рынок. Однако даже с учетом всех проходящих кризисных явлений – Yota за вход на белорусский рынок явно не переплатила.
Экономия на старте
Бизнес-модель, обозначенная оператором с момента получения частот, делала предсказуемым и собственно начало эксплуатации сети. Маркетинговые издержки Yota на старте не сопоставимы с расходами большой тройки.
Продвижение пока вообще практически ограничивается лишь PR-методами, на субсидиях оборудования под собственным брендом – единственного возможного (в отсутствие роуминга и при невозможности воспользоваться собственным оборудованием сторонних поставщиков) пути в сеть нового стандарта, оператор очевидно также не разорится.
Единственное своего рода промо-предложение – возможность бесплатно протестировать сеть до 1 февраля при входном пороге в 1,28 млн. руб. (цена приобретаемого модема) и даже при LTE-скоростях в пустой сети (фиксировалось около 30 Мбит/с – теоретический максимум 40 - в прямом канале и около 12 Мбит/с – в обратном при времени отклика 35-45 Мс) в совокупности с уже обозначенным единственным тарифом – с 1 февраля - 350 тыс. за месячный анлим – явно не стартовый демпинг. Радиопокрытие, ограничившееся сейчас центральными и прилегающими к ним районами Минска и Гродно, также сужает круг потенциальных потребителей. С 29-ю базовыми станций с радиусом действия в 1км при площади Минска в 256 квадратных километров большего и не добиться. Хотя оператор и анонсировал радиопокрытие областных центров, а также расширение радиопокрытия в Минске и Гродно – последнее оговаривается наличием достаточного для окупаемости новых базовых станций числа заявок на подключение. Вопрос - не только цене достаточно дорогой БС нового стандарта, а и в цене строительства оптоволоконной транспортной сети.
Клиентская поддержка, учитывая, что лицензионные ограничения оператора вообще не предполагают передачу голоса и IP-телефонию и то, что обслуживаются жители уже двух городов, осуществляется через сайт и через контакт-центр с пока не прижившимся у конкурентов длинным номером 8 801 100 66 00 – здесь оператор не сэкономил. Впрочем, привычной круглосуточно поддержки нет - время работы центра с 10.00 до 22.00. А предложение тест-драйва – по телефону или через обратную связь на сайте можно пригласить к себе менеджера для демонстрации возможностей сети – уже известное клиентам life:) – с учетом входного порога Yota – сверхактуально.
Предлагаемая единственная модель клиентского оборудования - Yota One LU150LTE, разработанный Yota Group, позволят выходить в сеть посредством включения в USB-порт без инсталляции программной оболочки. На первом этапе Yota предполагает продать 2000 завезенных модемов.
Соответственно, сколь-нибудь массовой аудитории на начальном этапе не будет, и те, кто готов к такому входному порогу действительно получат выигрыш от возможностей 4G. Возможное расширение тарифной линейки в феврале 2012 – также вряд ли повлияет на ситуацию.
Более отдаленная перспектива Yota в Беларуси зависит лишь от периода монополии на стандарт и темпов развития – операторы большой двойки и примкнувший к ним life:) с их клиентскими базами и многолетней историей взаимоотношений со всеми "тяжелыми" абонентами в стране, знанием их потребностей, а равно техническими и финансовыми возможностями способны быстро превратить Yota во вторую версию DIALLOG'a.
Последние новости: 24.04.14 Десятилетний teXet. Китайские гаджеты с питерской адаптацией ад слувутага нашага земляка.
17.09.12 МТС продолжил экспериментировать с безлимитным интернетом
05.09.12 Velcom в посткризизной среде. Инвестиции в абонентов
28.04.12 Huawei на ТИБО-2012. Решения департамента Enterpise и новые терминалы
27.04.12 Velcom на ТИБО-2012: свежие мобильные приложения и семинар о технологии M2M
27.04.12 МТС на ТИБО. Старт фиксированного интернет-доступа и технологические новинки в партнерстве с ведущими вендорами
26.04.12 Nokia Siemens Networks на ТИБО-2012
25.04.12 Белтелеком на ТИБО-2012
25.04.12 Министр связи - о приватизации, новациях в распределении частот и сроках отключения аналогового телевещания.
20.04.12 Приобрести радиоэлектронные средства станет возможно без разрешения БелГИЭ
19.04.12 МТС предоставил своим абонентам бонусный ночной трафик
|