2012-04-18 Почему белорусы не спешат воспользоваться услугой "Переносимость мобильного номера"?
Александр Бенько из газеты "Республика" попытался подвести первые итоги введения в Беларуси услуги переносимости мобильного номера (MNP). Итоги не впечатляют - с февраля, т.е. с момента введения, услугой воспользовались около 1 тысячи абонентов, причем предполагавшийся главным бенефециаром услуги life:) получил лишь 350-360 новых пользователей. И это - несмотря на массированную рекламную кампанию и специальные предложения перебежчикам. В числе причин эксперты называют и ментальность нашей нации, и препятствование сотовых компаний, не способных смириться с возможностью оттока абонентов из своих сетей.
В условиях полного насыщения именно услуга «Переносимость номера» становится двигателем рынка - он получит импульс для развития конкурентной среды. Но пока этого так и не произошло.
Как полагает новый глава сотовой компании «БеСТ» Исмет Языджи, «бородатый» анекдот про стул с торчащим в нем гвоздем и сидящего на этом стуле белоруса никоим образом не отражает истинный менталитет клиентов, с которыми ему приходится работать. «Я не верю в консервативность белорусов, ведь если они так не склонны к переменам, почему все больше абонентов переходит к пользованию услугами третьего поколения связи 3G?» — удивляется он. По словам руководителя, в течение двух месяцев, прошедших после внедрения в Беларуси MNP, этой услугой воспользовалось менее 1 тыс. абонентов, что составляет примерно 0,0045 % от общего их числа. Генеральный директор ЗАО «БеСТ» приводит статистику: из этого количества в сеть «Life :)» портировалось порядка 350—360 абонентов. Хотя при этом он признает: на место каждого клиента, пожелавшего перенести номер из «Life :)» в сети других операторов, в среднем приходят пять новых. Кстати, за последнее время абонентская компания, пришедшая на рынок последней, растет достаточно стабильно. По состоянию на начало апреля «Life :)» обслуживал около 1,7 млн. номеров, а доля рынка, принадлежащая компании, увеличилась до 18 %.
На родине Исмета Языджи — в Турции услугой MNP после ее внедрения в первый же год воспользовалось около 1 млн. абонентов. Для страны, население которой насчитывает около 75 млн. человек, это весьма немалая цифра. «Даже в Словакии, население которой по духу очень близко белорусам, в первый квартал после внедрения услуги оператора сменили 3,2 % абонентов», — объясняет глава «БеСТ». Причину нежелания абонентов отказываться от родных операторов он видит в препятствовании сотовых компаний, которые установили довольно высокие тарифы на перекоммутирование сотового номера. Во многих странах операторы компенсируют стоимость переноса номера абоненту, который мигрирует, по этому же пути пошли и некоторые белорусские компании. В частности, оператор МТС запрашивает за уход в другую сеть Br 15 тыс., компания «Велком» — Br 79 тыс. Несмотря на то что это достаточно небольшие деньги, фактически введение подобных тарифов стало запрещающей мерой для развития услуги MNP.
В свою очередь в Министерстве связи и информатизации подчеркивают: услуга «Переносимость номера» не относится к услугам, тарифы на которые регулируются республиканскими органами госуправления. «Операторы устанавливают тарифы самостоятельно. Мы можем им только рекомендовать, так как в соответствии с Положением о министерстве осуществляем мониторинг рынка услуг сотовой связи», — объясняет пресс-секретарь Минсвязи Элла Чазова. Разумеется, ведомство уже несколько раз выступало с рекомендациями снизить цены на эту услугу, но к его пожеланиям никто пока не прислушался.
Вопрос лишь в том, во что обойдется абонентам возможность оставить прежний номер при смене оператора.
Во всем мире это удовольствие отнюдь не бесплатное: как правило, операторам разрешено взимать с абонентов плату за перенос номера при условии, что размер этой платы будет разумным и не перечеркнет выгод от перехода к другому оператору. Впрочем, грань разумного всюду своя: в Великобритании, например, это 20 фунтов стерлингов, а в Голландии оператор, теряющий клиента, вообще не вправе требовать от него отступного, а платить нужно лишь за подключение к другому оператору. Другое дело, что стоимость звонков на «чужой» номер в новой сети может оказаться выше стандартного тарифа, предусмотренного для «своих». Не удивительно, что абоненты сохраняют свой старый номер лишь при крайней необходимости.
Кроме того, следует заметить: пока ни один из представителей «большой двойки» не осуществляет информационную поддержку услуги «Перенос номера» — ни в СМИ, ни в собственных салонах. Как считает Исмет Языджи, многие белорусы просто могут быть даже не в курсе того, что они могут безболезненно сменить оператора, не оповещая своих родных и близких о своем новом номере.
Тихое сопротивление сотовых компаний нельзя назвать удивительным — во всех странах операторы, как могли, препятствовали введению услуги сохранения номера. Так, американские «Verizon Wireless», «Cellular Telecommunications» и «Internet Association» даже пытались судиться с Федеральной комиссией по коммуникациям: по их мнению, та превысила свои полномочия, настаивая на обязательном внедрении этой услуги. Несколько раз американский сенат откладывал ее обязательное введение на более поздний срок, но в итоге все же обязал сотовых операторов предоставлять эту услугу всем желающим абонентам. Тезис о том, что операторы смогут расширить свою абонентскую базу, неоднозначен. Для некоторых новых игроков рынка это, действительно, хорошая возможность отвоевать часть клиентов у конкурентов, если они проведут грамотную рекламную кампанию. А вот давно работающие операторы могут потерять своих клиентов. Все будет зависеть от предложенных условий, главным образом от качества услуг или цены.
Полный вариант – на сайте газеты «Республика»
Последние новости: 24.04.14 Десятилетний teXet. Китайские гаджеты с питерской адаптацией ад слувутага нашага земляка.
17.09.12 МТС продолжил экспериментировать с безлимитным интернетом
05.09.12 Velcom в посткризизной среде. Инвестиции в абонентов
28.04.12 Huawei на ТИБО-2012. Решения департамента Enterpise и новые терминалы
27.04.12 Velcom на ТИБО-2012: свежие мобильные приложения и семинар о технологии M2M
27.04.12 МТС на ТИБО. Старт фиксированного интернет-доступа и технологические новинки в партнерстве с ведущими вендорами
26.04.12 Nokia Siemens Networks на ТИБО-2012
25.04.12 Белтелеком на ТИБО-2012
25.04.12 Министр связи - о приватизации, новациях в распределении частот и сроках отключения аналогового телевещания.
20.04.12 Приобрести радиоэлектронные средства станет возможно без разрешения БелГИЭ
19.04.12 МТС предоставил своим абонентам бонусный ночной трафик
|