2009-07-30 life:) построил сети. Розничные и не только
Самый молодой белорусский оператор вынужден бежать "впереди паровоза" во всем - от тарифов на собственные услуги до методов продаж. Относительно недавно по меркам рынка - в феврале - было объявлено о цели - представить услуги оператора в тысяче точек (в то время как раз началась рекламная кампания life:) в ЗООмагазинах). К настоящему времени красные "пакеты с улыбкой" можно приобрести уже в 1500 пунктах продаж по всей стране. Причем тысячный рубеж была пройден относительно недавно - в начале лета. Пресс-тур life:) в Гродненскую область 24 июля предполагал знакомство, прежде всего, с методами продаж life:) в Беларуси, впрочем, данной сферой мероприятие не ограничилось.
Сеть продаж. В цифрах и фактах
На данный момент в Беларуси насчитывается более 1500 точек продаж life:), из которых 95 эксклюзивные, то есть в них представлены только услуги "оператора с улыбкой". В дальнейших планах - открытие до конца года таких точек во всех населенных пунктах страны, где проживает более 20 тыс. человек.
Однако и уже достигнутые показатели впечатляют. Особенно - учитывая отправную точку - по состоянию на конец января услуги оператора были доступны только в "300-ах магазинах" (или в Зоомагазинах, по меткому замечанию авторов Marketing.by) и в 45 эксклюзивных точках. Сопоставить эти показатели с данными конкурентов вряд ли получится - и МТС и velcom предпочитают обнародовать информацию о собственных розничных сетях несколько иным способом - называя лишь количество эксклюзивных точек:
В обозначавшихся в начале года планах life:) речь шла о 1000 точек продаж - этот рубеж был преодолен еще в начале лета - и о 10 000 точек, в которых будет возможно оплатить услуги оператора, появление которых предполагалось до конца 2009 года. Значительную долю таких пунктов оплаты должны были составить розничные точки, в которых реализуются карты экспресс-оплаты - традиционных до выхода life:) на рынок банковских-почтовых-белтелекомовских точек приема оплаты в Беларуси в таком количестве просто не было.
Проблемой с многолетней историей были условия, на которых розничные точки были готовы реализовывать карты оплаты операторов. Оплата услуг банков (кстати, зависящая от величины филиальной сети), ограничивались 1-м, максимум 2-мя процентами зачисляемой суммы. При этом средства поступали на счет оператора за весьма разумное время. Розничных продавцов условия, сколь-нибудь сопоставимые с подобными, не привлекали - и процент нужен больший, и перечисление средств предпочтительно бы делать "через месяц". В результате перечень точек, где до недавнего времени можно было приобрести карты экспресс-оплаты операторов в Беларуси традиционно практически совпадал с перечнем дилерских точек.
Ситуация изменилась только в 2009-м году. Life:), схема работы которого с розничными точками включала собственных дилеров как оптовое звено, предложил в 10-12 раз больший, нежели получают банки, процент вознаграждения при реализации карт-экпресс-оплаты. Сегодня карты оплаты life:) уже реализуются даже в киосках такого "непробиваемого монстра" как "Союзпечать". - Сколь можно понять, настойчивость партнеров оператора, собственно и заключивших соответствующие договоры в областях с данной сетью и неблагоприятная экономическая конъюнктура сделали свое дело. Сети "Союзпечати" некоторых регионов поумерили собственные обычные аппетиты и согласились при реализации карт на "сниженное" вознаграждение - по оценкам - 7,5-10%. Более того неожиданно в реализации предприятий "Союзпечати" Гродненской, Брестской и Могилевской областей появились даже стартовые пакеты life:). Процент вознаграждения, очевидно, здесь больший, однако само вовлечение в сеть продаж сотового оператора таких динозавров дорогого стоит. Дело понятно, в охвате - очевидно, что киоскеры не очень большие специалисты в активных продажах сотовых услуг.
Охвату же способствуют и новые методы продаж, реализуемые life:):
Месяц назад оператор начал программу сотрудничества с объектами придорожного сервиса - кафе, барами и прочими подобными объектами, расположенными на автомобильных трассах. Сегодня в Гродненской, Брестской, Гомельской и Витебской областях уже 20 объектов придорожного сервиса реализуют пакеты и карты оплаты life:).
Интересна практика временных точек продаж - девушек-под-зонтиком - размещаемых в наиболее выгодных местах партнерами. В середине лета таких временных дилерских точек работало более 50 по стране.
Ранее реализованная другими операторами практика мобильных точек продаж - машин-в-окраске, время от времени наведывающихся в удаленные населенные пункты - принята и life:). Только по Гродненской области курсирует 19 таких "фирменных" автомобилей партнеров самого молодого оператора.
Главная причина взрывных темпов роста сети продаж понятно - в цене вопроса. Вознаграждение life:) собственным реализаторам превышает выплачиваемое конкурентами, причем настолько, что хватило даже ненасытной "Союзпечати"... Эксклюзивные же партнеры и вовсе получают весьма значительную поддержку - от компенсации большей части расходов на аренду, до предоставления мебели, торгового оборудования и вывески. Хотя и находятся под неусыпным контролем сотрудников life:) - торговых представителей.
Life:) в гродненском регионе
Сегодня в гродненском регионе услуг life:) представлены в более чем 300 точках, из которых 12 эксклюзивных. Работают также 13 уличных продавцов.
По качеству, это, конечно, очень разные точки. Например, в небольшом райцентре Ивье представители оператора продемонстрировали пункт продаж, местного предпринимателя расположенную в универмаге.
- В целом - ничего необычного. Насколько можно понять - основным видом услуг владельца является печать фотографий, однако при этом реализуются еще и pre-paid пакеты от life:) и PRIVET от velcom. Сотрудники таких точек, понятно, не очень словоохтливы, так что единственная полученная информация от продавца - то, что популярность услуг двух представленных в точке операторов - примерно одинаковая. Пока еще не очень привычной была, пожалуй, вторая ивьевская точка life:) - услуги оператора представлены в придорожном баре, расположившемся на трассе при выезде из райцентра.
Сотрудники гродненской эксклюзивной сети life:) - посетить удалось два из шести магазинов города (в целом по области их 12) - в районе автовокзала и на главной улице города Советской - не в пример общительнее. Вклад в общий объем подключений всех подобных точек примерно одинаков - нет ни явных лидеров, ни аутсайдеров. Так что количества подключений по дням, о которых сказала сотрудница магазина по ул. Советской - 8-15-10 и так далее в этих же пределах - можно экстраполировать на остальные эксклюзивные точки. Уже традиционно для life:) - возле эксклюзивных точек сейчас активно работают промоутеры, приглашая прохожих в гости к life:). По словам Юлии Золотаревой, начальника Управления life:) по каналам сбыта, практика работы промоутеров была вначале инициирована самим оператором, взявшим на себя расходы - партнерам просто хотели на практике продемонстрировать насколько грамотное промо повышает темпы подключений. Судя по тому, что далее уже сами дилеры оператора начали нанимать промоутеров - метод работает.
Конечно магазин life:) на Советской сталкивается с конкуренцией - в двух шагах точки "Евросети" и "Связного", также подключающие к life:), более того, одна из 13 гродненских временных точек продаж - девушка-под-зонтиком - расположилась опять же на Советской - возле универмага. Объем продаж такой точки - примерно десять контрактов за шестичасовую смену - с 13.00 до 19.00 благодаря удачному расположению сопоставим с объемом реализации стационарного магазина. Тарифные предпочтения подключающихся распределены примерно поровну между ориентированным на внутрисетевые вызовы ТП "Свободным life:)" и ориентированным на звонки в другие сети ТП "Простой life:)". Последний предпочитает молодежная аудитория, семейные пары в возрасте берут, как правило, несколько пакетов "Свободного life:)" из-за бесплатных внутрисетевых вызовов. Примерно тот же объем продаж и предпочтения фиксируются под другим подобным зонтиков - возле парка. Интересно, что в двух шагах в киоске "Союзпечати" пока не продано ни одного пакета life:) - очаровательная девушка - сильный конкурент, а пакеты поступили в киоск лишь совсем недавно. Киоскер, впрочем, упомянула о зафиксированных продажах карт оплаты.
В заключение пресс-тура Заместителя генерального директора life:) Михаил Демченко обнародовал показатели развития сотовой сети оператора в регионе. Из цифр следовало, что сеть, начинавшаяся когда-то с 20 базовых станций в основном, уже построена:
В регионе установлено 100 сайтов life:) в 46 населенных пунктах,
Обеспечено радиопокрытие (с уровнем мощности сигнала -94dBm) 62,8% территории региона, на которой проживает 90,5% населения области.
Обеспечено радиопокрытие 98% протяженности трассы Минск - Гродно.
Одновременно с гродненскими, заместитель директора life:) объявил несколько показателей развития сети по стране в целом.
Развитие life:) Настолько быстро...
Так, по данным на 20 июля 2009 года:
Базовые станции life:) установлены на 956 сайтах, размещенных в 407 населенных пунктах страны
Обеспечено радиопокрытие (с уровнем мощности сигнала -94dBm) 62.5% территории страны, (с уровнем -104 dBm - 82,5%)
На данной территории проживает 95,2% (-94dBm) и 99,1% ( -104 dBm) населения страны.
Опять же весьма неплохо, и, в целом, даже сопоставимо с показателями действующих операторов. Неплохо даже несмотря на то, что life:) несколько выбивается из заявляемых планов - например отсутствующие и поныне 1000 сайтов планировалось установить еще до конца марта. Однако даже достигаемые темпы таковы (на конец января работало БС оператора работали на 710 сайтах), что даже представители конкурентов признают - "да, мы строили быстро, но чтобы настолько быстро... "
Конечно, следует отметить более выгодное положение life:) при строительстве сети, полученное оператором еще во времена своего государственного статуса. Распоряжение главы государства от 19 июля 2005 года №197рп "О мерах по ускорению строительства и развития сети сотовой подвижной связи стандарта GSM закрытым акционерным обществом "Белорусская сеть телекоммуникаций" никто не отменял, а согласно данному документу оператор, кроме ряда финансовых льгот, получил и льготный порядок землеотвода. В отличие от конкурентов, после получения разрешения местного органа власти life:) на совершенно законных основаниях может сразу же приступать к строительству объекта, окончательное же урегулирование земельных отношений - землеотвод - происходит постфактум. Благодаря подобному порядку оператор счастливо практически избежал внимания к собственной деятельности Генерального прокурора страны.
Текущий этап строительства сети завершится к концу августа - к этому моменту оператор обеспечит 100-процентное радиопокрытие EDGE на всей территории своего охвата и, теоретически, будет готов оказывать и услуги третьего поколения стандарта UMTS/HSDPA. В начале июля оператор сделал заявку на выделение соответствующих частот для тестирования сети нового поколения в Государственную комиссию по радиочастотам. Заседание и, соответственно, решение ГКРЧ ожидается со дня на день, далее, последует обращение в Минсвязи за разрешением тестирования, и соответственно, в августе сентябре life:), вероятно, сможет начать оказывать услуги 3G в бесплатном тестовом режиме.
Еще две быстрорастущие цифры - на 20 июля число роуминговых партнеров life:) достигло 108 в 68 странах мира - уже личная заслуга Гекбуру Шибика. В свое время именно он вывел украинский life:) на лидерские позиции по числу партнеров. Возглавив же соответствующее направление в белорусской сестринской компании, менеджер занялся знакомым делом - разослал по всей своей базе контактов предложения и тестовые сим-карты уже белорусского life:). Количественные показатели не заставили себя ждать, далее последовали и качественные. К сезону отпусков - к маю сего года - белорусский оператор предсказуемо предложил льготный роуминг на территории Турции и Украины в сетях материнской компании "Turkcell" и сестринской - "life:). А с 13 июля life:) распространил льготное предложение уже и на никак не аффилиированую с собой компанию - российский"МегаФон". Договориться с которым о подобном сотрудничестве, было, очевидно, не в пример сложнее, чем с самими собой.
* * *
29 июля исполнился ровно год с момента объявления о приватизационной сделке между Республикой Беларусь и Turkcell, в результате которой на рынке и появился life:). Конечно, теоретически у оператора и не было иных вариантов успешной деятельности, кроме как развиваться максимальными на рынке темпами. Похоже, практика с теорией не разошлась.
P.S. Рекламные листовки life:)
Последние новости: 24.04.14 Десятилетний teXet. Китайские гаджеты с питерской адаптацией ад слувутага нашага земляка.
17.09.12 МТС продолжил экспериментировать с безлимитным интернетом
05.09.12 Velcom в посткризизной среде. Инвестиции в абонентов
28.04.12 Huawei на ТИБО-2012. Решения департамента Enterpise и новые терминалы
27.04.12 Velcom на ТИБО-2012: свежие мобильные приложения и семинар о технологии M2M
27.04.12 МТС на ТИБО. Старт фиксированного интернет-доступа и технологические новинки в партнерстве с ведущими вендорами
26.04.12 Nokia Siemens Networks на ТИБО-2012
25.04.12 Белтелеком на ТИБО-2012
25.04.12 Министр связи - о приватизации, новациях в распределении частот и сроках отключения аналогового телевещания.
20.04.12 Приобрести радиоэлектронные средства станет возможно без разрешения БелГИЭ
19.04.12 МТС предоставил своим абонентам бонусный ночной трафик
|