МОБИЛЬНАЯ БЕЛАРУСЬ В ПЕРВОМ ПОЛУГОДИИ 2003 ГОДА
См также обзоры рынка сотовой связи Беларуси за предыдущие месяцы 2005 и 2004 года:
сентябрь'05,
август'05,
июль'05,
июнь'05,
май'05,
апрель'05,
март'05,
февраль'05,
январь'05,
декабрь'04,
ноябрь'04,
октябрь'04,
сентябрь'04,
август'04,
июль'04,
июнь'04,
май'04,
апрель'04,
март'04,
февраль'04,
январь'04.
См. также обзоры рынка сотовой связи Беларуси за 2003 год,
первое полугодие 2003 года,
2002 год.
Общие характеристики
За первую половину года в Республики Беларусь количество абонентов сотовой связи увеличилось на 51 % (на 324 тыс.) до 710 тыс. Уровень проникновения сотовой связи вырос с 4,7% до 7,2%, тем не менее, он продолжает оставаться более чем в два раза меньшим, чем в России (17,4%), достигая уровня соседней страны более чем годичной давности. Отставание Беларуси объясняется:
- меньшим уровнем доходов населения;
- меньшим уровнем конкуренции - всего три игрока на рынке;
- большим уровнем проникновения стационарной связи в Беларуси (31%).
Абонентская база белорусских операторов сотовой связи и проникновение в 1H03
Операторы, работающие на белорусском рынке:
- ООО СП "БелСел", лицензия Минсвязи №1 от 15 июля 1992 г., эксплуатирующий с мая 1993 года сеть сотовой связи стандарта NMT-450 и, параллельно, с 6 февраля сеть стандарта cdma2000.
- СП ООО "Мобильная цифровая связь" (МЦС, торговая марка Velcom), лицензия №746, эксплуатирующий с 16 апреля 1999 года сеть сотовой связи стандарта GSM 900 и с 2003 года GSM900/1800.
- СООО "МобильныеТелеСистемы" (МТС), лицензия № 2562 от 30 апреля 2002 г., эксплуатирующий с 27 июня сеть стандарта GSM 900/1800.
Рынок
Доли. На конец полугодия доли рынка по числу обслуживаемых абонентов распределились между белорусскими операторами следующим образом:
Лидером на рынке продолжает оставаться белорусский оператор стандарта GSM Velcom, - число абонентов превысило 520 тыс. У МТС число абонентов составило 170,5 тыс., абонентская база "БелСел" уже в течение многих месяцев практически застыла на отметке 20 тыс.
Изменения. 324 тысячный прирост абонентской базы за полугодие распределен по операторам следующим образом:
МТС удалось стать лидером по росту базы, подключив за полугодие 128 тыс. абонентов, или 301,18% к показателям на конец прошлого года. Velcom несколько уступил, при приросте за полугодие 114,6 тыс. или 28,3%. Число абонентов "БелСел", оставалось стабильным на уровне 20 тыс. при распределении между NMT450 и cdma2000 17 к 3.
Таким образом, меньшая доля в росте базы повлекла снижение доли рынка Velcom с 87 до 73%, и отсутствие роста базы - доли "БелСел" с 4 до 3%. Доля МТС возросла с 9 до 24%.
МТС
Продвижение в регионы. 27 июня прошлого года МТС начал работу лишь в Минске и только 20 декабря была начата работа в первом после Минска областном городе (Брест). В зоне обслуживания компании проживало 29% городского населения Беларуси. На рассматриваемый же период пришлось значительное расширение территории покрытия -
- 23 января введена в эксплуатацию сеть в Гродно;
- 5 марта в Витебске, Полоцке и Новополоцке;
- 24 марта - в Могилеве;
- 28 апреля - в Гомеле
Таким образом, к концу полугодия число проживающих в зоне обслуживания сети МТС увеличилась примерно вдвое.
Демпинговые внутрисетевые тарифы. В течение всего рассматриваемого периода продолжилось действие объявленных 26 ноября демпинговых цен на внутрисетевые соединения (0,015$ в минуту) - особенно чувствительны к этому фактору региональные абоненты.
Льготный роуминг с российской сетью МТС и льготные цены на звонки в Россию. Работая более чем 50 регионов России, МТС в состоянии предложить более выгодные условия и особенно чувствительны к этому фактору абоненты восточных - Витебской, Могилевской и Гомельской областей.
Вместе с тем отрицательное влияние на динамику подключений к МТС оказывал для многоговорящих абонентов:
- сложившийся имидж компании, как предоставляющей более дешевые, но менее качественные услуги. В течение рассматриваемого периода имели место недостатки в настройке сети, связанные с быстрыми темпами ее строительства, а также сбои в работе, вызванные установкой нового коммутатора;
- сложившаяся структура звонков, в которой больший процент занимают исходящие вызовы в сеть Velcom.
Velcom
Большая территория покрытия. Зона обслуживания включала на конец периода более 100 городов Беларуси, или территорию, на которой проживает более 88% городского населения.
Показатели покрытия |
Velcom |
МТС |
БелСел |
Территория проживания доли городского населения (в %), городское и сельское население РБ соотносятся как 7/2,3) |
88% |
50% |
50% cdma2000
79% NMT450 (72% всего населения) |
Лучше развитая инфраструктура сети и сервиса.
Показатель развития инфраструктуры |
Velcom |
МТС |
БелСел |
Фирменные центры продаж и обслуживания магазинов/в городах |
1H2003 |
14/7 |
3/1 |
8/5 |
2002 |
9/6 |
3/1 |
7/5 |
Дилерская сеть |
1H2003 |
257 |
174 |
более 20* |
2002 |
203 |
46 |
16* |
Точки оплаты |
1H2003 |
Более 700 |
Более 440 |
Н/д |
Роуминговые партнеры сетей/стран |
1H2003 |
183/82 |
57/39 |
1/1 (cdma)
56*/6 (NMT) |
2002 |
166/76 |
27/17 |
56*/6 (NMT) |
(*) - оценка
В частности:
- Инфраструктура продаж и обслуживания. На конец периода сеть собственных магазинов Velcom включала 14 фирменных центров продаж и обслуживания (по одному в каждом из пяти областных центров Беларуси, восемь в Минске и один в Бобруйске). Дилерская сеть - 257 точек в 45 городах Беларуси. МТС - 3 собственных центра продаж и обслуживания в Минске. Дилерская сеть - 174 точки 55 компаний.
На начало периода у Velcom 9 фирменных центров продаж и обслуживания. дилерская сеть 203 точки. МТС 3 собственных центра продаж и обслуживания. Дилерская сеть 46 точек.
При этом еще прошлым летом Velcom ограничил своих дилеров эксклюзивными соглашениями, а с февраля - момента запуска "БелСел" сети cdma2000 то же сделал и МТС.
- Инфраструктура оплаты услуг. На конец периода оплатить услуги Velcom можно более чем в 700 пунктах оплаты (фирменные центры, почта, банки, банкоматы), а также с помощью карт экспресс-оплаты и электронных карт "Берлио". МТС - более 440 пунктах приема платежей, а также с помощью карт экспресс-оплаты, которые продаются в салонах дилеров.
- Услуга международного роуминга доступна абонентам Velcom на конец периода в 82 странах мира в сетях 183 операторов, у МТС - в 39 странах мира в сетях 57 операторов.
На начало периода у Velcom в 76 странах мира в сетях 166 операторов, у МТС - в 17 странах мира в сетях 27 операторов.
Больший набор услуг. В частности, абонентам Velcom на начало периода были доступны работа в Интернет по протоколу WAP, услуга SMS по запросу - SMS-Инфо, новая возможность роуминга - SMS-роуминг, SIM-карты с "Velcom-меню" на основе технологии STK (SIM Application ToolKit), SMS-пейджинг а также широкий спектр голосовых справочных услуг - как традиционных (большей частью -оказываемых РО "Белтелеком") так и уникальных (справка "123").
В течение периода 24 февраля была введена в бесплатную тестовую эксплуатацию для всех желающих абонентов сети Velcom технология пакетной передачи данных GPRS а 22 мая состоялся ввод в коммерческую эксплуатацию. Были введены также услуги "SMS-флирт" (21.03) SMS2E-mail/E-mail2SMS (8.05) а также завершено покрытие минского метро (22.05).
У абонентов МТС имелась лишь возможность использовать несколько справочных номеров (они не являлись уникальными и были доступны для абонентов всех остальных сетей) и в самом конце периода (28.06) вместе с пакетом "Джинс" стали предлагаться SIM-карты с меню "МТС-Инфо" с возможностями SMS по запросу и доступа к интернет-сервису ICQ.
Вместе с тем, негативное влияние на динамику роста базы Velcom оказывало исчерпание сегмента многоговорящих абонентов. При этом для средне- и малоговорящих услуги компании достаточно дороги. В дополнение, у абонентов сложился имидж Velcom, как компании, некорректно списывающей деньги со счетов абонентов. Изначальное предназначение используемого компанией билингового ПО - для оплаты услуг связи по факту предоставления, однако для абсолютного большинства абонентов используется кредитный метод оплаты. Компания разъясняет особенности работы билинговой системы, а также начала предоставлять абонентам бесплатно услугу "Детализация счета".
"БелСел"
Для сети NMT450 отключения объяснимы моральным устареванием самого стандарта, а также тем, что абонентам NMT предоставлены льготные условия приобретения аппаратов для нового стандарта cdma2000 и значительная часть осталась абонентами "БелСел". Для стандарта cdma2000 (с достаточно привлекательными ТП, дополненными возможностью мобильного выхода в Интернет) проблемой стала возможность покупки лишь одой модели аппарата - Hyunday Curitel H100/150 при достаточно высокой цене для средне- и малоговорящих абонентов - для самого популярного из первоначально введенных ТП - $250 (при скидках для более продвинутых планов, абонентов "БелСел" стандарта NMT и оптовых - от 2-х аппаратов а также возможности беспроцентной рассрочки на 6 месяцев при первом взносе 100$.). Практически полностью отсутствует рынок б/у аппаратов, моделей мобильных телефонов ценового сегмента, к которому относится предлагаемая "БелСел", в Беларуси приобретается не очень много.
Динамика рынка
Помесячно рост базы имел следующую динамику:
Прирост базы операторов выглядел следующим образом:
Факторы динамики рынка 1H03. МТС:
- в апреле-июне - ввод специально ориентированного на региональных абонентов инициирующих вызовы в сети других операторов ТП "Областной" типа аккумулятор - с включенными в обязательный платеж (7,5$) 35 минутами бесплатных исходящих на любую белорусскую сеть связи (стационарную или мобильную) и льготными тарифами для вызовов, инициированных не из Минска. Однако эти льготные тарифы достаточно велики, а из 35 минут не исключены вызовы в сеть МТС, что при демпинговых тарифах на внутрисетевые вызовы лишает ТП ряда преимуществ;
- в июне - ввод prepayd ТП "Джинс-Классик" (28.06) c минимальным на рынке входным порогом 8$.
Velcom:
- в январе - ввод "Любимого номера" (19.01) со сниженными тарифами для всех ТП;
- в феврале - отсутствие трафика с абонентами "БелСел"; подключившимися по стандарту cdma2000 (6-12.02) снижение цен на телефоны при подключении вдвоем (10-16.02);
- в марте - снижение цен на телефоны (1.03) отсутствие абонплаты в течение месяца для подключившихся (3-8.03)
- в апреле - скидки на абонплату в течение 3 месяцев для вновь подключившихся, снижение цен на телефоны
- в мае-июне - снижение внутрисетевых тарифов и ввод ТП "Старт" (12.05) для малоговорящих пользователей с минимальной для Velcom АП 5$, ориентированного на совершающих внутрисетевые звонки и на тех, для кого важна минимизация затрат вызывающих их абонентов сети Velcom;
БелСел:
- в апреле - начале мая - возможность до 7 мая получить скидку 50$ на приобретаемый аппарат;
- в мае - июне новые подключения к сети на стандарт cdma200 происходили в течение рассматриваемого периода в основном (до 80%) на объявленный 7 мая ТП "Джаз". Параметры плана - возможность при внесении минимального обязательного платежа в13,5$ совершить исходящие вызовы продолжительностью 100 минут в сети других операторов и бесплатными до конца года внутрисетевыми вызовами стали еще более привлекательными, чем существовавшие до этого. В плане есть дополнительный бонус- 100 минут бесплатного доступа в Интернет. Однако сдерживающим фактором для роста базы остается необходимость приобретения у оператора аппарата нового стандарта при отсутствии выбора моделей. Для демократичного ТП "Джаз" цена аппарата составила 150$ при скидках для подключенных по стандарту NMT 50$.
Прогноз.
Реальным представляется преодоление к концу 2003 года отметки миллион абонентов. Velcom останется лидером рынка, подключив 700 тыс. абонентов, абонентами МТС станут около 300 тыс. Число абонентов "БелСел" является наиболее труднопрогнозируемым.
©Connected
by...
См. также:
27.06.03 В Беларуси стартует "Джинс"
27.06.03 Год работы МТС в Республике Беларусь
27.06.03 Новый фирменный центр Velcom в Бобруйске
|