Обзор рынка сотовой связи Беларуси. Октябрь 2006 года
По итогам октября количество абонентов сотовой связи стандартов GSM и cdma2000 1x в Беларуси составило 5,648 млн. Прирост за месяц составил +152 тыс. или +2,8%. Общий уровень проникновения достиг 57,64% (+1,55%).
См также обзоры рынка сотовой связи Беларуси за предыдущие месяцы 2004-2006 года:
сентябрь'06,
август'06,
июль'06,
июнь'06,
май'06,
апрель'06,
февраль'06,
январь'06,
декабрь'05,
ноябрь'05,
октябрь'05,
сентябрь'05,
август'05,
июль' 05,
июнь' 05,
май'05,
апрель'05,
март'05,
февраль'05,
январь'05,
декабрь'04,
ноябрь'04,
октябрь'04,
сентябрь'04,
август'04,
июль'04,
июнь'04,
май'04,
апрель'04,
март'04,
февраль'04,
январь'04.
См. также обзоры рынка сотовой связи Беларуси за 2003 год,
первое полугодие 2003 года,
2002 год.
Тенденции прошлых лет - в октябре прирост абонентских баз сотовых операторов, как правило, несколько меньше, чем по итогам первого осеннего месяца - неизменны. 152 тыс. прироста - на 13,5 тыс. меньше, чем месяцем ранее. По итогам ноября цифры ожидаются примерно те же, и лишь в декабре ожидается превышение максимума 2006 года - мартовских 183,5 тыс..
Падение темпов прироста объяснимо, прежде всего, результатами лидирующего МТС. Хотя абонентская база оператора и растет быстрее других, 85 тыс. в октябре после 105 тыс. в августе и сентябре отразились на результатах по стране в целом. Сказалась сезонность - октябрь, традиционно, не месяц МТС. Кроме того, "осенняя акция" для новых абонентов, завершавшаяся в середине месяца, уже к его началу практически "отработала свое". Добавим, что в числе факторов работавших на октябрьские подключения МТС - главное октябрьское нововведение - пакетная продажа услуг передачи данных, удешевляющая трафик - активно продвигавшееся после окончания осенней акции. В корпоративном сегменте должно было "заработать" предложение от 15 сентября - ТП Деловой+ со сниженным до 2-х номеров на контракте "входным порогом". Кроме того, продолжал сказываться максимальный "эффект сети" (обеспеченный лидерством по абонентской базе на рынке) при сложившемся мнении о привлекательности тарифов и значительной территории радиопокрытия.
Все остальные белорусские операторы в октябре повысили темпы подключений, но это смогло лишь несколько нивелировать падение темпов по стране в целом. VELCOM добился в октябре 65 тыс. прироста, то есть на 5 тыс. больше, чем месяцем ранее. - "Сработало" активное продвижение введенного в начале сентября ТП PRIVET. Были учтены ошибки начала продвижения, когда пользователи не всегда могли должным образом ассоциировать новый пакет со "старым" оператором, и основная аудитория PRIVET (малоговорящие абоненты, в силу "эффекта сети" тяготеющие именно к VELCOM) оказалась поначалу несколько дезориентирована. Однако в октябре, в новой версии, например, телевизионного промо-ролика оператор уже активно коммуницировал VELCOMовское происхождение продукта. Впрочем, подключения на ТП PRIVET, насколько можно судить, делаются в основном в собственных точках оператора - такова реакция коммерческих представителей VELCOM на сниженный размер дилерского вознаграждения. Кроме того, продвигалось специальное предложение для студентов дневной формы обучения, хотя и значительно менее активно. Предложение также нашло свою аудиторию.
Тем не менее, по итогам октября отрыв МТС от преследователя по численности абонентов увеличился на очередные 20 тыс. и составил 415 тыс. при соотношении абонентских баз 2,975 млн. против 2,560 млн. Соответственно, МТС добавил десятую процента к своей доле рынка, достигшей 52,7%(+0,1%) против 45,3%(-0,1%) у VELCOM за счет традиционно для последнего времени большей, чем доля на рынке, доли в приросте за месяц (55,9% против 42,8%). К чему следует добавить, что октябрем датировано подключение юбилейного, абонента к VELCOM, - в самом начале месяца база превысила 2,5 млн., а по итогам ноября свой юбилей будет и у МТС - число клиентов превысит 3 млн. Отметим, что отметку 2, 5 млн. МТС прошел еще в июне.
БеСТ, если говорить о темпах прироста, добился феноменальных результатов, - база росла в четыре раза быстрее, чем в сентябре. Впрочем, в абсолютных цифрах - 2 тыс. прироста за месяц - число подключений "больших операторов" лишь за один день. Кроме того, надо отметить диспропорции в росте, - 1600 абонентов из 2 тыс. было подключено в течение последней недели месяца, когда оператор проводил среди своих дилеров конкурс "Лучший продавец", разыгрывая поездку в Прагу. Более того, почти тысяча из тысячи шестисот подключений - на счету дилеров лишь одной области - Брестской. Безусловно, именно в регионах сосредоточен основной потенциал прироста базы нового оператора. Здесь уместно напомнить, что уже по итогам следующего месяца после начала работы во всех областях Беларуси (апрель 2003 года) прирост МТС впервые превысил прирост VELCOM. БеСТ вполне обоснованно еще 3 августа объявил для жителей областных центров специальную акцию "Общайся на 10+" "бонусы за пополнение счета" - за каждые 10 тысяч рублей, внесенных абонентом, подключившимся вне Минска к сети, начисляется дополнительно 4,5 тыс. бонусов (рублей). Однако "сработала" акция, даже усиленная конкурсом, пока далеко не везде.
DIALLOG продолжил играть роль статиста - база, как и ранее, составляет 100 тыс. Хотя в течение месяца оператор занимался установкой базовых станций в районных городах, а также объявил о начале эксплуатации технологии высокоскоростной передачи данных EV-DO в первом из областных центров - Могилеве и редложил соответствующие модемы в кредит, - на прирост абонентской базы такие действия не влияют.
МТС
Маркетинг и продвижение. В числе октябрьских событий оператора, кроме упомянутого выше, отметим значительную промо-активность. Таковая была сосредоточена большей частью в лидирующем по многим показателям регионе - Витебской области. Компания выступила партнером конкурса модельеров-дизайнеров и манекенщиц "Белая амфора" в Витебске, 16-го фестиваля "Рок-Кола - 2006" в Полоцке, поздравила 20 октября с Днем войск связи батальон связи 103-й Гвардейской отдельной мобильной бригады опять же в Витебске. Кроме того, в столице при поддержке МТС с 17 по 23 октября прошел Международный фестиваль классической музыки Юрия Башмета.
27 октября количество ее активных абонентов оператора в Бресте и Брестской области превысило полмиллиона человек, что было использовано как информационный повод для поведения регионального мероприятия для прессы. Хотя самая западная область и несколько отстает по численности абонентов от лидирующего Витебского филиала, тем не менее, в Брестской области МТС лидирует со значительным отрывом от конкурента, а 70% жителей областного центра - абоненты "Мобильных ТелеСистем".
VAS. Главное октябрьское нововведение в сфере VAS - упомянутое начало продажи мобильного доступа в Интернет пакетами - ранее с момента начала эксплуатации технологии GPRS такой принцип тарификации не использовался. И только 2 октября оператор предложил услуги Интернет +20, Интернет +60 или Интернет +120, состоящие в приобретении трафика пакетами по 20, 60 и 120 Мб соответственно. Другие нововведения - очередное расширение географии GPRS-роуминга и ряд новых услуг - "SMS-Викторине 3331" (аналог работает в сети конкурента уже не один год), викторине "Киноман", возможности подать MMS-объявления в одну из газет, и расширении числа банков-участников системы "SMS-банкинг" (добавлен "Белпромстройбанк"), - эти услуги введены одновременно у нескольких операторов.
6 октября в Минске прошел "круглый стол" по итогам общественного тестирования опытной зоны мобильной связи UMTS/HSDPA и перспективам стандарта. Само тестирование, напомним, шло с 31 марта по 15 сентября. Лейтмотивом мероприятия стала готовность компании к развертыванию сети связи третьего поколения и потенциальная востребованность услуг сети. Отчет по результатам тестирования будет передан регулятору, который и будет принимать окончательное решение об условиях и порядке выделения соответствующих частот.
Обслуживание. По итогам октября работу сети обеспечивают свыше 1972 базовых станций. Обеспечено радиопокрытие более 62% территории Беларуси, на которой проживает свыше 90% населения страны. Междунродный роуминг работает в 114 странах мира в сетях 194 операторов. Подключиться к сети можно в 713 дилерских точках в 210 городах Беларуси, а также в 14 собственных Центрах продаж оператора.
VELCOM
К главным событиям месяца компании можно отнести согласование назначения на должность генерального директора СП ООО "Мобильная цифровая связь" 27 октября Президентом Беларуси кандидатуры Михаила Батранца. Ранее Михаил Батранец работал первым заместителем главы администрации Октябрьского района Минска, и, соответственно, неоднократно сталкивался на прежней работе с экс-главой администрации и экс-заместителем главы администрации г. Минска, а ныне Министром связи Николаем Пантелеем. При назначении Николая Пантелея глава государства, очевидно, руководствовался его менеджерскими качествами, а отнюдь не знанием отрасли, и плюсы были найдены в назначении "человека со стороны". Понятно, что те же соображения имели место при назначении Михаила Батранца.
Маркетинг и продвижение. Кроме упомянутой активности в продвижении ТП PRIVET и предложения для студентов дневной формы обучения, следует также отметить активность в продвижении бренда в конце месяца - в последние выходные октября в двух городах - Речице и Горках - прошли промо-мероприятия VELCOM - концерты групп J:MORS и "Атлантика", организованные компанией. Первый был посвящен открытию 35-го фирменного центра компании, второй - Дню основания Горецкой сельскохозяйственной академии.
VAS. Октябрьские нововведения в сфере VAS - cо 2 октября пользователи услуг VELCOM и Минского транзитного банка могут оплачивать абонентские счета с помощью платежной системы "Мой банк", кроме того с этого дня можно подать MMS-объявления в одну из газет. 13 октября стартовала SMS-викторина "Киноман" (короткий номер 1881), а 27 октября пользователям MMS-инфо доступен новый раздел "Правила дорожного движения". Эксклюзивное нововведение, однако, пожалуй лишь одно - 3 октября IVR-сервис ИнформБюро пополнился мобильным "представительством" популярной группы J:МОРС.
Обслуживание. В октябре в очередной раз расширилась собственная сеть продаж оператора. 10 числа 20-м городом Беларуси, где открыт собственный центр продаж VELCOM стал Борисов Минской области. Ранее жители города были вынуждены посещать центр в соседнем Жодино. А 24 октября тридцать пятый фирменный центр VELCOM открылся и Речице Гомельской области - традиционной вотчине VELCOM. Прочие новости обслуживания - с начала месяца в собственных центрах продаж снижены цены на некоторые телефонные аппараты Nokia (3220, 5140i, 1101). А с 3 октября компания VELCOM распечатал для новых абонентов очередную стотысячную серию номеров +375 2919x xx xx. Номера будут автоматически присваиваться всем новым абонентам компании (кроме абонентов PRIVET) при подключении.
По итогам октября зона действия сети VELCOM охватывает более 73% территории страны, на которой проживает свыше 91,9% (более 99,7% городских жителей). Связь VELCOM доступна жителям всех районных центров, городов и крупных населенных пунктов с численностью населения более 4 тысяч человек. Сегодня связь VELCOM обеспечивают 12910 приемопередатчиков в 596 населенных пунктах по всей республике, в сети работают 1530 базовых станций, а также 8 коммутаторов: 3 в Минске и по одному в каждом областном центре. Клиенты VELCOM могут пользоваться услугой международного роуминга в 125 странах мира в сетях 237 GSM-операторов. VELCOM располагает собственной сетью фирменных центров продаж и обслуживания, состоящей из 35 офисов в 21 городе Беларуси. Дилерская сеть насчитывает 726 салона в 160 населенных пунктах.
© Андрей Монкевич
См. также
31.10.06 Бывший премьер и глава представительства ОАО "МТС" в Беларуси Владимир Ермошин будет строить комплекс "Минск- Арена"
30.10.06 Программа развития связи в Республике Беларусь на 2006-2010 годы: Планируется 3G
30.10.06 Полмиллона абонентов МТС в Бресте и области
28.10.06 Директором VELCOM станет Михаил Батраенц
26.10.06 Новая услуга "Белтелеком" "Коммутируемый доступ к корпоративной сети передачи данных Заказчика (VPDN)"
26.10.06 Руководитель "Белтелеком" ответил на вопросы читателей "Советской Белоруссии"
25.10.06 "Ростелеком" и "Белтелеком" соединили свои сети на границе нового пограничного перехода
24.10.06 Ксения Ситник продает свой мобильник с аукциона
24.10.06 Мобильный лохотрон. Интернет-торговля мобильными телефонами изнутри
24.10.06 Он-лайн-конференция "Байнет 10 лет спустя" с генеральным директором РУП "Белтелеком"
24.10.06 Вероника Баранчук (МТС): Услуги должны быть простыми, понятными потребителям и дружелюбными...
24.10.06 Тридцать пятый фирменный центр VELCOM открыт в Речице
23.10.06 При поддержке МТС прошел Международный фестиваль Юрия Башмета
23.10.06 Белтелеком предложил поговорить с таксофона за счет вызываемого абонента.
23.10.06 МТС выступит партнером фестиваля "Рок-Кола - 2006"
23.10.06 Ремонт телефонов урегулируют. По результатам проверки
11.10.06 Липовые гарантийные талоны на ремонт мобильников продавали по 50 центов за штуку
11.10.06 БеСТ объявил промежуточные итоги октября
09.10.06 Ввоз и торговлю мобильниками могут лицензировать
08.10.06 "Круглый стол" СООО "МТС". Итоги тестирования и перспективы стандарта UMTS/HSDPA. Онлайн-репортаж.
03.10.06 Мобильные папарацци снова в городе
03.10.06 БеСТ объявил о начале эксплуатации сети в Бобруйске
03.10.06 МТС начал продавать Интернет пакетами
03.10.06 БеСТ по итогам сентября обслуживает 11 тыс. абонентов.
03.10.06 На 1 октября услугами VELCOM пользуются более 2,495 млн. абонентов
03.10.06 Последний бросок к трем миллионам. У МТС в Беларуси 2,89 млн. абонентов.
|