Рекомендуемое ! bsu.name - информационные технологии в магистратуре.
Обзор рынка сотовой связи Беларуси. Октябрь 2007 года
По итогам октября количество абонентов сотовой связи стандартов GSM и cdma2000 1x в Беларуси составило 6,868 млн. Прирост за месяц составил +102,5 тыс. абонентов или +1,5%. Общий уровень проникновения достиг 70,7% (+1,06 проц. пункта)
, исходя из численности населения Беларуси 9 714 тыс. человек.
Октябрьский прирост лишь незначительно превысил "знаковую" стотысячную отметку (102.5 тыс.) значительно "откатившись" от показателя предыдущего месяца (130 тысяч). Третий месяц подряд лидером в приросте остается VELCOM, - единственный из игроков, чей октябрьский результат вопреки тенденциям равен сентябрьскому (те же 65 тыс. абонентов, 63,4% в общем приросте за месяц). Пользователей МТС стало на 35 тыс. больше против 55 тыс. месяцем ранее – доля в приросте 34,1%. Снижение темпов набора базы БеСТ еще ощутимее – всего +2,5 тыс. (2,4%) против 10 тыс. в сентябре, то есть падение темпов составило 75%. DIALLOG –без прироста.
В результате лидером рынка с абонентской базой 3,7 млн. остается МТС, однако его доля рынка впервые за несколько месяцев составила менее 54 процентов - 53,9%. С отставанием в 800 тыс., и соответственно, 2,8 млн. обслуживаемых абонентов, следует VELCOM (42,2% рынка). 176-тысячная абонентская база БеСТ позволяет контролировать те же, что и месяцем ранее 2,6% рынка. DIALLOG со стабильными 92-мя тысячами пользователей отдал конкурентам еще одну десятую процента рыночного пирога – доля рынка 1,3% по итогам месяца.
Показатель проникновения сотовой связи в Беларуси по итогам месяца преодолел 70-процентную отметку, - 60, напомним, было еще в прошлом году. Вообще говоря, 2006-й год, с ростом проникновения с 42,1% до 61,3%, похоже, останется в истории белорусских мобильных коммуникаций самым успешным.
VELCOM. Вопреки тенденциям.
Увеличение числа абонентов VELCOM в октябре на 65 тыс. (+2,3%), - столько же было в сентябре, - главная неожиданность месяца. В середине осени активность первого белорусского оператора в продвижении значительно снизилась, сезонные факторы также не благоприятствовали приросту, таким образом, октябрьский результат весьма удачен.
Напомним, что сентябрьский результат в основном он был достигнут за счет беспрецедентной для белорусского рынка акции "Заведи мечту!", в рамках которой 27 сентября среди абонентов оператора были разыграны 8 автомобилей и денежные призы. Наружная реклама акции еще долго после ее проведения украшала улицы Минска, будучи дополненной надписью "Вы выиграли!". Весьма неплохой для имиджа, но никак не сказавшийся на подключениях ход. И лишь ближе к окончанию октября на VELCOM'овских местах появилась "наружка" тарифа "На связи".
Впрочем, в трех "отстающих" регионах активно продвигался тариф PRIVET, ЗЕМЛЯКИ! - для абонентов данного ТП из Брестской, Витебской и Гродненской областей в рамках "летней акции" предоставлена скидка 50% на внутрисетевые звонки в "домашней зоне". - Льготный тариф действует до 20 июня 2008 года и составляет "знаковые" 30 рублей за минуту разговора (в отсутствие абонплаты). 20 сентября было объявлено о продлении данной акции - чтобы совершать звонки по льготному тарифу до 20 июня 2008 года, необходимо выбрать ТП PRIVET, ЗЕМЛЯКИ! до 20 ноября 2007 года включительно. Хотя абоненты от региона к региону и по разному реагировали на предложение (у витеблян, с учетом тотального доминирования МТС, предложение, очевидно, менее популярено, чем у жителей Брестской и Гродненской областей). Дополнительным фактором новых подключений продолжает оставаться возможность с 20 июля подключиться на номера серии + 375 44 7** ** ** - некоторые абоненты МТС предпочли купить дубликат собственного номера 29-7** ** ** у конкурирующего оператора, а также активное продвижение корпоративного предложения.
Впрочем, даже с учетом упомянутых факторов, месяц у VELCOM более чем успешен. В самой компании так прокомментировали октябрьский результат: "VELCOM демонстрирует стабильный прирост абонентской базы, - говорится в комментарии пресс службы оператора. - Традиционно в осенние месяцы он достаточно высокий. Тарифные предложения компании остаются самыми оптимальными на рынке: от лучшего бизнес-предложения - тарифного плана BUSINESS.PRO - до популярных у молодежной аудитории услуг PRIVET.
Более 65 000 новых абонентов в нашей сети за октябрь - это закономерный результат нашей работы. Напомним, что в конце лета и в начале осени компания активно проводила рекламные акции как для физических лиц, так и в корпоративном секторе, что положительно отразилось на количестве подключений. В этом месяце по сравнению с сентябрем уровень продаж несколько снизился, однако наблюдалось сокращение оттока абонентов, что позволило показать хорошую динамику роста абонентской базы. Отметим nfr;t, что в октябре прошлого года число абонентов также увеличилось на 65 тысяч новых пользователей услуг связи VELCOM."
Справедливости ради надо добавить, что с этого года методика учета абонентов у VELCOM ужесточена, и таким образом, 65 тысяч в октябре этого года - гораздо лучший результат, чем такой же прирост в октябре прошлого года.
МТС. Согласно тенденциям…
Что касается крупнейшего белорусского оператора МТС, его абонентская база по итогам октября выросло на 35 тыс. (+1%) и достигло 3,7 млн. Результат вполне закономерен. После сентябрьских 55 тыс. и августовских 65 тыс. прироста дала о себе знать сезонность, дополненная смещением акцентов в продвижении.
Маркетинговая активность оператора в течение месяца ограничилась имиджевой рекламной кампанией "Качество жизни", дополнявшейся продолжением продвижения акции "Гипер.Net".
В рамках акции с сентября абонентам предоставлен безлимитный мобильный доступ в Интернет по тарифу 3 тыс. руб. в сутки – датой окончания пока объявлено 20 декабря. Значительное влияние на прирост акция оказать не способна, однако повышению ARPU, безусловно, поспособствует. Впрочем, уже в ноябре оператор вполне способен наверстать упущенное и в приросте - уже в конце месяца, как и ожидалось, начались предновогодних объявления. А имеющийся гапндикап в 800 тыс. абонентов - именно на столько сечайс МТС опережает ближайшего преследователя - оставляет поле для дальнейших маневров.
И другие. Вне тенденций…
Что касается "второго эшелона" – все было предсказуемо. В октябре число абонентов самого молодого белорусского оператора БеСТ увеличилось только на 2,5 тыс. (+1,4%) и достигло 176 тыс. Результат - антирекорд этого года, меньший прирост самый молодой белорусский оператор показывал в последний раз год назад - в октябре 2006 года.
По окончании в сентябре акции "Все свои" со льготированием внутрисетевых вызовов, новые объявления оказались явно слабее. 3 октября в арсенале БеСТ появился тарифный план "ПРОНТО", которому вряд ли уготована участь стать хитом продаж. Даже несмотря на акцию - с 15 октября по 30 ноября при подключении вдвоем на данный тариф минимальный авансовый платеж снижен против обычного в 2 раза и оставляет 5 тыс. руб. на каждого. Лишь проводимая с 22 октября по 20 декабря 2007 года " акция "Награда за общение", в ходе которой абоненты "БеСТ", активно пользующиеся услугами сотовой связи, смогут получить ценные призы (карты памяти USB, сотовые телефоны, видеокамеры, ноутбуки) может быть востребована, однако ее влияние на ситуацию ограничится лишь незначительным повышением ARPU. Так что в целом результат закономерен. Продление 1 октября на полтора месяца действия тарифа "Коммуникатор" с недорогим безлимитным доступом в Интернет едва ли могло сказаться на подключениях, повысив, впрочем, ARPU и лояльность.
DIALLOG верен себе – который месяц без прироста. Впрочем, стоит отметить новый тариф "Формула общения" от 6 сентября. С октября началось активное продвижение тарифа, на ряде белорусских каналов в появился его рекламный ролик. А с ноября продвижение стало еще более активным - расширился перечень каналов и увеличилось время демонстрации ролика. Отметим, что несколько лет назад ввод подобного тарифа гарантировано привел бы к росту числа абонентов оператора. Однако сейчас условия несколько изменились. Напомним параметры ТП "Формула общения": абонплата 6 тыс. руб., бесплатные внутрисетевые и обходящиеся в 250 руб. вызовы в другие сети с единицей тарификации исходящих вызовов 1 сек.. Вне прайм-тайм предоставляется 25-процентная скидка на вызовы. Особо отмечается, что в данном ТП установлена льготная цена на SMS: 10 руб. внутри сети и 60 руб. - вне сети.
Кроме того, с 10 сентября до 31 октября в арсенале оператора пребывала еще одна "формула" - «Новая формула скоростного Интернета» (в рамках акции новые абоненты EV-DO, купившие у оператора оборудование получили тройной объем включенного в АП исходящего трафика в течение 61 дня). Впрочем, вторая "формула" вряд ли вообще была замечена аудиторией. А 22 октября абонентам с большим объемом потребления предложен «Ночной безлимитный EV-DO» c АП 100 000 руб./мес., unlim-доступом с 23:00 до 8:00, и ценой 1 Мб в остальное время в 150 рублей.
По итогам рассматриваемого месяца доли рынка и доли в приросте абонентских баз операторов в течение месяца распределены так:
Рост абонентских баз операторов с начала 2005 года и изменение долей рынка операторов:
Прирост абонентских баз операторов с начала 2005 года и изменение долей операторов в приросте:
Основные показатели операторов по итогам месяца таковы: